К концу XVIII века, в результате успешных войн Российской империи – был покорен Крым, а границы Турции были настолько отодвинуты от запорожских земель, что казакам практически некуда стало совершать походы. Следует помнить, что воинская доблесть и добытые трофей были основой "экономики” Сечи, её "твёрдой валютой”. А какая альтернатива замаячила перед казаками в 1770-х годах? Да, в принципе, простая – стать крестьянами! Но казак не для этого жил на белом свете и не для этого виртуозно владел оружием, чтобы в одночасье сделаться крепостным. Об этом прекрасно была осведомлена российская императрица, которая повелевала миллионами крестьян, но которая не желала терять таких лихих и опытных воинов, как казаки. Вот тогда-то и встал наш извечный вопрос – Что делать? Причем, встал он и перед правительством и перед казаками. Справедливости ради, стоит сказать, что Екатерина II, видимо, изначально склонялась к карательным мерам – силой ликвидировать Запорожскую Сечь.
Такую попытку предприняли в июне 1775 года части царской армии под командованием генерала Теккелия, которые "окружили и разрушили Сечь”. Но… вопреки господствующему общественному мнению и известному манифесту от 3 августа 1775 года – реально эта экспедиция кончилась безрезультатно. По сути, генерал Теккелий спалил запорожский зимовник, на том быстро объявил свою "викторию” и послал гонцов в столицу. Но здесь надо уточнить, что к 1775 году на территории Запорожья существовало 70 селений и 1600 зимовников, в которых проживало 72 тыс. человек. Быстрое окончание этой бесславной компании, говорит о том, что вероятнее всего, императрица быстро осознала всю ее пагубность, поспешность, бесперспективность и начала действовать по-другому. Тем более, ей было хорошо известно, чем кончилось ущемление прав и привилегий запорожских казаков, предпринятое в XVI веке Речью Посполитой. Поэтому энергию и потенциал казачества решено было направить на укрепление южных границ государства.
Надо честно признать, что во многом, благодаря казакам к владениям Российской империи были присоединены Крым, Таврида и Кубань. Регулярная русская армия могла разбить противника в генеральном сражении, но завоеванные земли требовалось удержать, обжить и охранять. Вот эти функции и должно были взять (по замыслу царицы) на себя казаки. Выскажу смелое предположение – практически благодаря политике Екатерины II казачество было сохранено, как образ жизни большой группы людей. И это подтверждают следующие факты.
По Кючур-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года к России отошли земли в междуречье Днепра и Буга, а также все южные степи до реки Кубани. Потеряв права на значительную часть Северного Кавказа, турки начали плести тайные интриги, натравливая татар и горцев против России. В январе 1778 года на Кубань прибыл Александр Васильевич Суворов, с особым поручением императрицы. У Екатерины II было золотое правило – переселять людей только на пустующие земли. И вот перед тем, как Запорожская Сечь была переселена на Кубань, по ней огнем и мечем прошелся А.В. Суворов. Он то и "зачистил” Прикубанскую низменность от ногайцев (верных вассалов турок-османов), т.е. эти земли казакам уже не надо было покорять, их требовалось лишь удержать. И чтобы придать вид документального обоснования этому "переселению” – 30 июня 1792 года Екатерина II подписала грамоту о "пожаловании” Черноморскому (Запорожскому) войску кубанских земель "за доблестную службу в минувшую с турками войну”, т.е. говоря юридическим языком, запорожцы получили дарственную.
Екатерина II переселила казаков не в пустыню, им достался богатый край с плодородной землей, богатейшими рыбными угодьями и отличными условиями для животноводства. Правда, изначально произошел конфуз, бульшая часть казаков обосновалась около Ахтарского редута и Ейского укрепления. Местность здесь болотистая, нездоровая, что повлекло за собой тяжелые болезни и высокий уровень смертности. И лишь весной 1793 года войсковой судья Антон Головатый расселил казаков южнее в степи, образовав 40 куреней, которые получили названия от запорожских полков: Тимашевский, Роговской, Брюховецкий, Каневской. И с этого времени закончились разговоры о гнилом климате, и край стал динамично развиваться экономически, становясь одним из важнейших центров хлеборобства и коневодства Российской империи. Казаки умели также хорошо работать, как и воевать. Общеизвестна их верность присяге и доверие к казакам императорской фамилии. Стоит сказать, что Первый Собственный Его Величества конвой, сформированный в 1828 году, состоял из двух взводов: первый – кавказский (в основном из народов Дагестана – лезгин, кумыков); и второй взвод – донских и кубанских казаков.
Надо особо отметить, что переселение произошло не за один день и даже не за один год. А то ведь у потомков может создаться ошибочное представление, что казаков куренями загружали в "столыпин” и ночью тайно вывозили в неизвестном направлении. Реально же процесс растянулся почти на два десятилетия (с 1775 по 1793гг.). И, в общем-то, даже была альтернатива – часть казаков, не возжелав ехать на Кубань, подалась в Бесарабию (правда, скоро они ушли и оттуда); небольшое количество казаков, в основном старики, остались доживать свой век в Запорожье, они продолжали заниматься охотой и рыболовством. И, в общем-то, их никто не трогал.
И теперь самое главное: за казаками навеки закреплялась их "личная свобода” и даровались "привилегии” (такие как, например, право ношения личного оружия). Екатерина II, может быть вопреки своей воли, вынуждена была сохранить на Дону и Кубани пьянящий дух степной вольницы. Без соблюдения этого условия навряд ли удалось удержать отвоеванные у Турции земли. У казачества была сохранена демократическая система военной организации – выборность атаманов и должностных лиц. В станицах отсутствовали российские государственные чиновники, никто не осуществлял надзор и не требовал выплаты налогов. Казак живет войной и его враг должен постоянно находиться в напряженном состоянии. И казачеству была предоставлена возможность воевать с мусульманами-кавказцами (добычу ведь никто не отменял!) и заодно сдерживать политические аппетиты Турции на юге России, т.е. жить жизнью, так любимых казаками, военных поселений. Но, за все в этой жизни надо платить. За свою свободу запорожцы сполна уплатили тем, что взяли на себя охрану государственных границ Империи.
Р.S. Именно Екатерина II заложила основы взаимоотношений между казаками и Российской Империей, и такие особые отношения сохранялись до 1917 года. И не было более рьяных врагов Советской власти, чем казаки. С горечью хочется констатировать тот факт, что настоящих родовитых казаков, практически не осталось. Вырубили их в Первую мировую, а затем в Гражданскую войну. Потомственные казаки местами смогли сохраниться лишь в Сибири, на Кубани, и очень мало на Дону.