» » Ученые обнаружили, что марсианский метеорит «Черная красавица» содержит много воды

Опубликовано: 4-01-2013, 15:05

«Я держу в своих руках кусочек Марса – это удивительно», - признается Карл Эйги, директор Института метеоритов и куратор научной программы университета Нью-Мехико.

Большинство пород космического происхождения попадает на Землю из пояса астероидов, но некоторые особенно редкие находки - с поверхности Луны и Марса. Ученые считают, что когда астероиды ударяют по поверхности Марса, то происходит смещение пород, и некоторые камни попадают в открытый космос. Отдельным из них удается преодолеть земную атмосферу.

Дальнейшие научные экспедиции на Марс и изучение его пород помогут понять, что могло превратить планету с тропическим климатом в холодную безжизненную пустыню.

Всего на Земле было найдено около 65 марсианских камней – большинство из них в Сахаре или в Антарктиде. Самому старому из них 4,5 млрд лет – он возник в тот период, когда на планете было теплее, а главное, когда там находилась вода. Около половины достигают возраста 1,3 млрд лет и, наконец, самым «молодым» породам 600 млн лет и менее.

Метеорит с порядковым номером NWA 7034 «Черная красавица» был подарен университету Нью-Мехико американцем, купившим его у торговца в Марокко.

Основываясь на данных химического анализа, ученые смогли подтвердить его марсианское происхождение и установить возраст в 2,1 млрд лет, что соответствует началу Амазонской эры. Это один из древнейших марсианских метеоритов вулканического происхождения. Его фрагмент содержит практически в 10 раз больше воды, чем остальные аналоги. Изобилие молекул H2O - приблизительно 6 000 частей на 1 миллион, в 10 раз превышает эту цифру в других известных метеоритах и свидетельствует, что вода на планете сохранялась довольно долго.

Метеорит состоит преимущественно из базальта, быстро застывшей лавы. Ученые считают, что лава могла так быстро охладиться и застыть только при достаточном количестве воды.

Дальнейшие исследования позволят понять, сколько времени камень находился в открытом космосе прежде, чем оказаться на поверхности Земли.

Правда, участник исследования Крис Херд из университета Альберта утверждает, что камень совершенно не загрязнен и не подвергался длительному выветриванию: это свидетельствует о том, что на землю он попал относительно недавно.