» » Получены первые результаты проб из уникального озера под ледником Антарктиды

Получены первые результаты проб из уникального озера под ледником Антарктиды

Опубликовано: 10-01-2013, 09:15

По словам Лукина, с наступлением "лета" в Антарктиде работы в скважине удалось возобновить 25 декабря. "Сейчас идет дальнейшее разбуривание, отчеты с озера Восток получаем каждую среду", — уточнил он.

Специалисты должны разбуривать свежезамороженный ледяной керн, чтобы получить пробу из озерной воды. Они оставят ледяную пробку примерно в 3-5 метров, зальют ее жидкостью, состоящей из смеси керосина и фреона. После этого на месте можно будет внедрить новую технологию, пробоотборники и приборы.

Между тем Валерий Лукин заметил, что в конце прошлого года в северной части Ладожского озера не удалось провести испытания данной технологии доставки воды из озера Антарктиды, разработанной в Петербургском институте ядерной физики, Арктическом и антарктической НИИ и в Петербургском Государственном горном университете. Испытания отложена на год — до осени 2013 года.

"Причина банальна — недостаток финансирования. Денег специально на это у нас нет. Выкручиваемся, получаем гранты", — говорит Лукин.

Что касается результатов анализа первых проб, взятых в 2012 году еще не из самой воды подледного озера Восток, а из "водной линзы", расположенной на глубине 3 тыс. 766 метров и обнаруженной при бурении у границы поверхности озера, то они получены. Результаты будут озвучены перед научным сообществом в рамках сессии Европейского геофизического союза в апреле этого года в Вене, добавил начальник Российской антарктической экспедиции. Только после этого информацию о том, есть ли жизнь подо льдом Антарктиды, можно будет озвучить для широкой общественности.

Напомним, российские ученые после 30 лет бурения 5 февраля 2012 года в 20:25 мск проникли в реликтовое подледниковое озеро Восток в Антарктиде. Это было сделано через глубокую ледяную скважину на отметке 3 тыс. 769,3 метра. Данное событие в мире науки сравнивают с полетом человека на Луну.

Озеро, скрытое под четырехкилометровой толщей льда, является уникальной водной экосистемой, которая была изолирована от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. Исследователи предвкушают открытие неизвестных форм жизни и надеются получить новые данные об изменении климата на планете за прошедшие миллионы лет.

Пробы воды из подледникового озера Восток в Антарктиде будут исследоваться в лаборатории Арктического и Антарктического НИИ в Петербурге. Российские ученые делают подобные анализы впервые. В первую очередь исследоваться будут вопросы микробиологии — форм жизни в озере, после чего ученые займутся изучением непосредственно воды.