» » Сверхновая звезда Мингус поможет разгадать загадку темной энергии

Сверхновая звезда Мингус поможет разгадать загадку темной энергии

Опубликовано: 20-01-2013, 15:36

Астрономы обнаружили самую отдаленную сверхновую звезду за всю историю наблюдений.

Звезда, получившая название Мингус, была описана на 221-й встрече Американского астрономического общества (ААО) в США.

Сверхновые звезды представляют собой вспышки умирающих звезд. Они наблюдались еще с древних времен, но современные астрономы используют их свет, чтобы исследовать тайны Вселенной.

Мингус, находящийся на расстоянии в 10 миллиардов световых лет от нас, поможет пролить свет на так называемую темную энергию – силу, которая, по предположению ученых, ускоряет космическое расширение.

Сверхновая звезда, официально названная SN SCP-0401, была чем-то вроде случайной находки во время изучения звездного неба в ходе проекта Supernova Cosmology Project (SCP) с использованием комического телескопа «Хаббл». Впервые такое исследование было проведено в 2004 году.

Но тогда данные были просто недостаточно хорошего качества, чтобы точно определить, что же увидели астрономы. Как сказал на встрече ААО ведущий автор исследования Дэвид Рубин из Калифорнийского университета в Беркли: «В смысле яркости эта сверхновая звезда почти такая же яркая, как светлячок, которого можно увидеть за 3000 миль».

Затем в 2009 году астронавты установили камеру с широким обзором Wide Field Camera 3 на телескопе «Хаббл» и снова изучили эту звезду, которая уже получила название в честь джазового музыканта Чарльза Мингуса.

«К сожалению, только с помощью Wide Field Camera 3 мы смогли понять, что означали данные 2004 года, – сказал Рубин BBC News. – Чувствительность камеры в несколько раз лучше, что имеет огромное значение, и мы получили намного более чистое изображение».

Камера Wide Field Camera 3 позволила ученым сфокусироваться на Мингусе.

Команда подтвердила, что сверхновая звезда принадлежит к типу 1a: это особый класс взорвавшихся звезд, свет которых подходит под определение «стандартной свечи».

Немного истории

Астрономов, которые пытаются найти все более удаленные сверхновые звезды типа 1a, удаленные как во времени, так и в пространстве, прежде всего интересует возможность сравнить их с уже известными, более приближенными сверхновыми звездами.

«Мы смогли наблюдать изменения в яркости и спектре звезды, взрыв которой длился всего несколько недель почти 10 миллиардов лет назад», – сказал глава Supernova Cosmology Project Сол Перлмуттер.

Профессор Перлмуттер получил Нобелевскую премию 2011 года по физике за работу с суперновыми звездами типа 1a. Он доказал, что наша Вселенная ускоряется в своем расширении.

Объяснение таинственной субстанции, известной как «темная энергия», которая была названа причиной расширения, потребует тщательного исследования сверхновых звезд с момента появления самых ранних из них.

«Мы прошли две третьих пути к моменту зарождения Вселенной. С каждой сверхновой звездой мы получаем немного истории, и в конце концов физики выяснят, что же заставляет эти звезды взрываться», – сказал он на встрече.

Исследование ученых опубликовано в Интернете и появится в журнале Astrophysical Journal 20 января.

Темные стремления

Сверхновая звезда SN SCP-0401 вписывается в более широкую историю, говорит профессор Фримен.

Встречу также посетил (от Джошуа Фримена) директор Dark Energy Survey – пятилетнего проекта, использующего самую мощную из всех доступных камер, чтобы разгадать тайну темной материи.

Камера Dark Energy Camera размером с телефонную будку сделала свои первые снимки в сентябре 2012 года. Формально этот проект начнется в сентябре этого года и будет наблюдать не только за сверхновыми звездами, но и за тремя другими признаками темной энергии в космосе.

Профессор Фримен сказал BBC News, что проект Dark Energy Survey будет более подробно исследовать отдаленные сверхновые звезды.

«Они используют телескоп «Хаббл», чтобы пойти очень далеко, а мы собираемся использовать Dark Energy Survey, чтобы пойти очень широко, – сказал он BBC News. – Они находят десятки сверхновых звезд на больших расстояниях, а мы собираемся найти тысячи сверхновых звезд не так далеко. Нам необходимо и одно, и другое, чтобы добиться успеха в попытках выяснить, почему Вселенная ускоряется».