Термином «геоинженерия» сегодня никого не удивишь. Считается, что она берет свое начало еще в 19 веке, когда человек впервые додумался до засева облаков с целью увеличения количества осадков. Все последующее время люди повышали свой научный потенциал. А вместе с ним все более глобальными становились его геоинженерные притязания.
Сегодня существует достаточно длинный список геоинженерных идей, призванных, по мнению их разработчиков, замедлить процесс глобального потепления. Есть вполне безобидные, как посадка лесов или раскрашивание крыш домов в отталкивающий тепло белый цвет. А есть и такие сомнительные, как охлаждение океанов, строительство космического зеркала, закачка в верхние слои атмосферы реагентов и прочее.
Профессор Университета Айова Джон Карлсон озаботился международными правовыми аспектами вмешательства человека в дела природы: «Геоинженерия является глобальной проблемой. В будущем она будет применяться для воздействия на атмосферные процессы и климат, что неизбежно нанесет ущерб той или иной группе людей». Ученый считает, что мировое сообщество должно рассматривать геоинженерные проекты, в первую очередь, сквозь призму прав и интересов каждого из жителей Земли.
Доктор Карлсон, являющийся экспертом в области экологического права, считает, что ни одна страна не сможет воплотить в жизнь геоинженерный проект, который действовал бы локально и не повлиял бы на жителей других стран. По мнению ученого, даже если на бумаге или в лаборатории все будет выглядеть благонадежно, никто не знает, как все обернется в реальности. Искусственное охлаждение океана, сулящее множество преимуществ, может обратиться великой трагедией в любой из точек планеты. А это уже предметная сфера правоведов, так называемый «закон непреднамеренных последствий».
Доктор Карлсон призывает к созданию международного руководящего органа, который проводил бы независимую экспертизу геоинженерных проектов с позиций учета интересов и прав конкретных людей и народов.