"Турбулентность не только доставляет неудобства персоналу и пассажирам самолёта, но и может нести настоящую угрозу. Поскольку попадание в такую зону совершенно непредсказуемо, человек может спокойно идти по коридору в момент опасности. Таким образом, существенно увеличивается риск получения переломов и даже черепно-мозговых травм", — говорит Пол Уильямс (Paul Williams), исследователь из университета Рединга.
Изучение такого явления, как причастность глобального потепления к увеличению количества зон турбулентности, требует специальных знаний в двух почти не пересекающихся областях: климатологии и авиации, сообщается в пресс-релизе университета. К счастью, у Уильямса оказалось достаточно знаний в обеих областях.
Он работал с климатической моделью атмосферы над Атлантическим океаном, над которым ежедневно пролетает около 600 самолётов. Согласно статистике, приблизительно 1% времени трансатлантических полётов проходит в зонах умеренной и сильной турбулентности при ясном небе.
В связи с увеличением уровня углекислого газа в атмосфере, средняя годовая температура будет повышаться в течение ближайших десятилетий. Уильямс и его коллега Манож Джоши (Manoj Joshi) из университета Восточной Англии при помощи климатической модели определили, что высотные струйные течения провоцируют увеличение уровня CO2 в атмосфере и стратосфере. Из-за этого возрастает численность турбулентных зон.
Также одним из самых влиятельных на данную ситуацию показателей является градиент ветра — индикатор направления, в котором скорость изменения воздушных потоков максимальна. В ситуации, когда один поток ветра двигается быстрее другого, возникает турбулентность.
Согласно подсчётам учёных, сегодня за один восьмичасовой трансатлантический полёт самолёт находится в зоне турбулентности на протяжении 5 минут. Через несколько десятилетий этот показатель возрастёт на 170%, а значит, самолёты будет трясти уже не пять, а целых 13,5 минут.
Результаты исследования Уильямса и его коллег были опубликованы в журнале Nature Climate Change.
Добавим, что ни с помощью долгосрочных климатических моделей, ни с помощью ежедневных прогнозов невозможно предсказать изменение скорости и направления потоков ветра, поэтому явление турбулентности является одним из самых непредсказуемых в природе наряду с торнадо.
Профессор университета Джорджии Джон Кнокс (John Knox) говорит, что, несмотря на всю непредсказуемость данного явления, можно заранее определить погодные условия, благоприятные для возникновения турбулентности при ясном небе.
"Здесь понадобится та же методика, что мы используем для предупреждения возникновения торнадо. Мы не можем смоделировать их появление, но отследить условия, им предшествующие, вполне в наших силах", — считает профессор Кнокс.
Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.