Проект "Ангара" — на новом этапе. На
космодроме Плесецк полным ходом идёт подготовка к старту, назначенному
на май следующего года.
Космический ракетный комплекс "Ангара"
может со временем заменить большинство существующих ракет-носителей,
созданных ещё советскими конструкторами, такие как "Протон", "Циклон
2/3", "Космос-3М". В основе идеи – универсальный ракетный модуль,
сокращённо УРМ, способный летать как самостоятельно, так и в составе
носителей среднего и тяжелого класса.
Длина каждого модуля составляет 25 метров и почти 3 метра в диаметре. Масса первой лёгкой "Ангары" — 170 тонн.
В составе средних и тяжёлых комплексов
будет 3, 5 и даже 7 таких универсальных ракетных модулей. Внушительные
агрегаты стыкуются друг с другом и собираются вместе словно огромный
конструктор. Тяжёлый вариант ракеты-носителя будет весить более 700
тонн. Пока же первые испытания проводятся на специальном макете.
"С данным технологическим макетом могут
быть проведены все пневмоиспытания: с ракетой и некоторые электрические
испытания. На этом комплексе в дальнейшем будут готовить все типы
ракет-носителей семейства "Ангара": начиная от лёгкого класса и
заканчивая тяжелым", — рассказал начальник лаборатории автономных и
комплексных испытаний космодрома Плесецк Герман Малахов.
Каждый модуль комплектуется
кислородно-керосиновым двигателем РД-191. Это экологически чистый
вариант, в отличие от других тяжёлых ракет-носителей, которые летают на
токсичном топливе гептил.
Ракета-носитель лёгкого класса способна
вывести на низкую орбиту более 1,5 тонн полезного груза. Показатель
тяжёлой "Ангары "– 35 тонн. Больше, чем у "Протона", стартующего с
космодрома Байконур в Казахстане. Запуск "Ангары" откладывался не один
раз. Теперь работы по этому проекту на личном контроле у высшего
военного руководства.
Юрий Борисов, заместитель министра
обороны РФ: "Было принято решение взять работы под ручное управление,
под личный контроль министру обороны. Составлен сквозной план-график до
запуска. Он серьезно контролируется, еженедельно доклады получает
командующий войсками Воздушно-космической обороны, раз в две недели
доклады получаю я, и раз в месяц докладываю министру обороны".
Не исключено, что со временем "Ангара"
будет сертифицирована для пилотируемых полётов. Именно под это семейство
ракет в Плесецке строится новая стартовая площадка. Её начали возводить
ещё несколько десятилетий назад под ракету-носитель "Зенит" украинского
производства. В последние годы площадку модифицировали, и теперь
инженерам и конструкторам предстоит проверить совместимость старта
непосредственно с самой ракетой. Причём, уникальные технические решения
позволят запускать отсюда любые типы "Ангары": от лёгкой до тяжёлой
модификации. Независимо от того, сколько модулей используется – один или
семь.
Параметры и тем более начинка следующего
на очереди космического аппарата держатся в строжайшей тайне. Известно
лишь, что старт состоится со дня на день. Спутник будет доставлен на
орбиту ракетой "Союз-2.1б".
"Есть монтажный расчёт, который собирает
ракету-носитель. Есть расчёт двигателистов, которые испытывают
двигательные установки, есть расчёт системы измерений, системы
управления. Каждый отвечает за свой кусочек. Это тяжёлый процесс,
трудоёмкий. И самое главное здесь заключается в единстве боевого расчёта
– от слаженности каждой единицы, каждого боевого расчёта,
профессионализма, качества подготовки", — говорит Николай Макаров,
командир боевого расчёта подготовки РН на техническом комплексе
космодрома Плесецк.
Если всё пойдёт по плану, то в следующем
году старт всех космических аппаратов военного назначения может быть
перенесён с Байконура на космодром Плесецк. Главное, чтобы "Ангара"
оправдала ожидания создателей и заказчиков.