По мнению их специалистов, СССР потребовалось бы 10-15 лет, чтобы получить атомную бомбу, и поэтому с ним можно было разговаривать с позиции силы. По воспоминаниям Черчилля, Сталин в ответ на заявление Трумэна улыбнулся и не стал интересоваться деталями, из чего Черчилль сделал вывод, что тот ничего не понял и, как сказали бы сейчас, «не в теме». На самом деле, Сталин был в курсе проблемы и вечером того же дня распорядился максимально ускорить работы. Позже во время награждения «отца» советской бомбы Игоря Курчатова он заметил: «Если бы мы опоздали на один-полтора года с атомной бомбой, то, наверное, попробовали бы ее на себе».
2. Письмо академика Флерова
Согласно легенде, личное внимание Сталина к ядерным исследованиям удалось привлечь соавтору бомбы физику Г. Флерову, который на протяжении всей войны пытался «прошибить головой каменную стену». Страстно верящий в силу атомного оружия, он написал в письме вождю следующее: «Это и есть та стена молчания, которую, я надеюсь, Вы мне поможете пробить, так как это письмо последнее, после которого я складываю оружие и жду, когда удастся решить задачу в Германии, Англии и США». Флеров был убежден в возможности военного применения урана: «нужно все время помнить, что государство, первое осуществившее ядерную бомбу, сможет диктовать всему миру свои условия». Точно не известно, было ли отправлено и получено это письмо, но говорят, что именно после него Стали распорядился запустить ядерный проект.
3. Украденный секрет
Практически все характеристики советской бомбы оказались такими же, как у американской, сброшенной на Нагасаки. Долгое время роль советской внешней разведки в создании отечественного атомного оружия категорически отрицалась. Сейчас много документов было рассекречено, и можно назвать тех, кто очень помог советским ученым-ядерщикам. Прежде всего, это немец Клаус Фукс, коммунист и антифашист, непосредственно участвовавший в американском проекте «Манхэттен» в качестве физика-теоретика. Благодаря ему советская разведка проникла в самое сердце американских ядерных исследований. А рабочие чертежи атомной бомбы были переданы супругами Этель и Джулиусом Розенбергами, которые позднее были раскрыты и приговорены в США к смертной казни на электрическом стуле. Удивительно, но эти агенты похитили самый оберегаемый секрет не ради денег, а из симпатии к Советскому Союзу и искреннего убеждения, что единоличное обладание атомным оружием одной страной смертельно опасно для всего мира.
А бомбу РДС-1, взорванную в Семипалатинске, на Западе прозвали в честь Сталина: «Джо-1». Благодаря ней возникли новая дипломатия и понимание того, что большая война на Земле отныне должна быть исключена.
Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.