Сокращение мировых запасов пресной воды - одна из наиболее актуальных проблем человечества, которая уже стоит на повестке дня, и в ближайшем будущем ничто не предвещает ее разрешения.
Спрос на чистую воду будет неуклонно расти, а запасы, пригодные для потребления, - неминуемо истощаться. Не стоит забывать, что эти запасы изначально ограничены. И, несмотря на существующую точку зрения, что природные ресурсы способны восстанавливаться и никуда не деваются из естественного природного цикла, запасы воды невосполнимы. При этом большую часть водного пространства на земле, которое занимает две трети ее поверхности, составляют моря, океаны и другие водоемы, где содержится значительная концентрация соли, - что делает эту воду непригодной для питья. Пресная вода составляет лишь 2,5% от всех мировых запасов и две трети (магическое соотношение) ее заключены в ледниках, в том числе на горных вершинах. Таким образом, на сегодняшний день человечество обходится менее, чем 0,08 % от всего запаса воды, имеющегося на земле. В последующие двадцать лет, по некоторым оценкам, потребление воды может вырасти на 40%.
Причины истощения ресурсов пресной воды вполне закономерны и естественны: увеличение населения планеты, стремление повысить качество жизни, нерациональное использование (в Лондоне теряется до миллиарда литров воды ежедневно, прежде чем она попадает к конечному потребителю), загрязнение природных источников. Это и есть первопричины существующей проблемы.
Для справки
До 70% имеющейся в нашем распоряжении воды мы расходуем в сельском хозяйстве. Однако к 2020 году потребуется на 17% больше воды, чем мы располагаем на сегодняшний день.
У каждого пятого человека во всем мире нет возможности потреблять свежую питьевую воду, и каждый второй страдает от некачественного водоснабжения,
По прогнозам экспертов ООН, если объемы потребления воды сохранятся на существующей отметке, к концу этого десятилетия миллиарды людей столкнутся со значительными трудностями в добыче питьевой воды. Весь Ближний Восток может быть охвачен агонией в связи с обезвоживанием - это мнение разделяли в свое время и король Иордании, и премьер-министр Израиля. Вместе с тем миллионы европейцев - каждый седьмой - непосредственно сталкивается уже сегодня с проблемами, связанными с чистой водой и водопроводными коммуникациями.
Не в последнюю очередь внимание обращается на загрязнение источников пресной воды. В этой связи в более выигрышном положении находятся Скандинавские страны и районы неподалеку от Альп. В будущем у них есть все шансы занять лидирующее положение на рынке продаж чистой воды.
При складывающейся ситуации существуют оправданные опасения, что борьба за водные ресурсы может привести к открытым столкновениям и конфликтам. Этим, в частности, обеспокоена ООН: 2003 год был даже объявлен международным годом пресной воды, а в исследовательском центре Polaris считают, что под угрозой окажется все человечество. Эту же точку зрения разделяет Лондонский институт стратегических исследований.
«Грязные» деньги на мутной воде
Пока ОПЕК подсчитывает мировые запасы нефти и делает соответствующие прогнозы, реальная власть будет находиться в руках картелей, осваивающих «водный рынок» и пути экспорта питьевой воды. В этой связи опасения может вызвать тенденция перехода ресурсов пресной воды в частные руки - что, судя по всему, возможно в ближайшем будущем. Ситуация может развиваться по уже отработанному «нефтяному» сценарию, когда скважины и перерабатывающие ресурсы оказались под контролем заинтересованных лиц и отдельных стран. В конце 1990-х годов Aquarius Water Transportation была первой компанией на мировом рынке, которая положила начало нарождающейся индустрии экспорта обычной НЮ. Компания на коммерческой основе поставляла партии питьевой воды на греческие острова. В 2000 году другая фирма, Nordic Water Supply, начала перевозить фляги объемом свыше 20 млн литров, наполненные пресной водой, из Турции на северный Кипр. На сегодняшний день Турция также намерена продавать воду Израилю, и между двумя странами ведутся переговоры об условиях поставок. Похоже, вода становится стратегически важным орудием внешней политики Анкары, учитывая ее притязания на основные реки региона -Тигр и Евфрат и ее стремление оградить от водных ресурсов Ирак и Сирию. Таким образом, приватизация в рамках нового рыночного сегмента отчасти началась. Известно, что некоторые компании уже получают права на транспортировку и продажу воды, которая добывается из ледников Аляски. При этом вечная мерзлота и без того тает значительно быстрее, чем предполагалось ранее. Конечно, существуют способы переработки воды из морской в пресную - они встречаются на подводных лодках, нефтяных платформах. Однако они, к сожалению, не решат проблему.
Бутилированная вода представляет значительный интерес с точки зрения извлечения прибыли. Она пользуется спросом как в странах третьего мира, так и в развитых западных государствах. Индустрия продаж питьевой воды развивается как на дрожжах. Ежегодный оборот составляет свыше 100 миллиардов литров. При этом на рынок выходят ведущие игроки. Прежде всего, те, кто готов платить, и те, кто обладает излишками воды. Однако не стоит забывать, что когда речь заходит об инстинкте самосохранения, джентльменские договоренности рассыпаются - начинает править сила.
А не так давно бывший гендиректор Nestle предложил приватизировать запасы пресной воды для того, чтобы уменьшить потребление жизненно важного ресурса. Заявление, которое сделал бывший директор корпорации Питер Брабек, вызвало неоднозначную реакцию в СМИ. 68-летний австрийский бизнесмен уверен, что «доступ к воде не должен быть общественным правом», а сами водные ресурсы не могут считаться бесплатным и бесхозным ресурсом.
Брабек возглавлял Nestle с 1997 по 2008 год. Он заявил, что лишь 1,5 процента от общего числа потребляемой в мире воды используются для питья и нужд гигиены, а вся остальная вода расходуется в высшей мере нерационально и поэтому ее управление должно быть поручено крупным корпорациям. При этом позицию многих природоохранных и экологических групп, которые призывают провозгласить неотъемлемое право на бесплатный доступ к питьевой воде, Брабек назвал безответственной. По его мнению, только приватизация воды сможет спасти мир от нехватки самого важного для жизни ресурса.
Британская газета The Guardian отметила, что продажа бутилированной воды составляет 8 процентов от общей прибыли Nestle ($90 миллиардов) и, по мнению гражданских активистов, корпорация больше заинтересована именно в финансовых выгодах, а не в спасении планеты.
Вспоминают и частный случай пакистанской деревни Бхати Дилван, жители которой лишились доступа к чистой питьевой воде, потому что работающий неподалеку завод Nestle пробурил глубокие скважины и опустил водоносный горизонт ниже дна деревенских колодцев. Теперь жители пакистанских деревень должны покупать воду в бутылках под маркой Pure Life.
Nestle опровергает эти обвинения и ссылается в частности на то, что жителям Бхати Дилван была оказана серьезная помощь, в том числе в виде детских игрушек. Продажа бутилированной воды, по мнению Nestle, это наиболее выгодная для человеческой цивилизации система распространения этого жизненно важного ресурса.
Не во многих государствах приватизировали свои водные ресурсы. В основном это государства в Латинской Америке, в числе которых Чили и Бразилия. Активисты уверены, что это привело к ухудшению качества питьевой воды для беднейшего населения и к увеличению детской смертности. В Боливии после приватизации водных ресурсов в 2000-х годах произошли массовые бунты из-за того, что компании-концессионеры стали брать непомерно большую плату за пользование колодцами.