Классики и современники
«На Брокен ведьмы тянут в ряд…»
Иоганн Вольфганг фон Гёте трижды поднимался на вершину этой горы. Путь великого поэта туда не забыт. Он обозначен для туристов как Goetheweg («Тропа Гёте»). Восхождения немецкого классика стали не только частью его личной биографии – в «Фаусте» немало сцен с описаниями красот Гарца и знаменитой Вальпургиевой ночи.
На Брокен ведьмы тянут в ряд.
Овес взошел, ячмень не сжат.
Там Уриан, князь мракобесья,
Красуется у поднебесья.
По воздуху летит отряд,
Козлы и всадницы смердят.
Известный в Гарце 50-летний художник Райнер Эрт, призер многих международных выставок карикатуристов, вдохновился сценой Вальпургиевой ночи до такой степени, что изобразил Гёте и черта как двух приятелей-собутыльников. Неизвестно, уместен ли в данном случае кочующий сюжет о сговоре с сатаной выдающихся мастеров пера, кисти и лиры. Но то, что Гёте обрел мировую славу, создав «Фауста» с его весомым сатанинским наполнением, очевидно.
Примечательно, что «Тропа Гёте» стала со временем частью Harzer Hexenstieg (буквально «ведьминское восхождение в Гарце») – пути, стокилометровым серпантином вьющегося по горному массиву от городка Остероде к Тале через Брокен.
Эта дорога делает вершину одной из самых популярных в Европе. Желающих подняться на нее – хоть отбавляй.
Кто как видит Гарц
Карта горы Брокен, составленная в 1732 году
Брокен – не единственная гора в окрестностях. По соседству с ней высятся другие вершины, уступающие ей всего ничего – около сотни метров. Но и назвать Брокен горой-великаном с ее скромной высотой – 1141 метр – можно лишь условно.
Множество гранитных плит, уложенных пирамидами, невольно наводит на мысль о том, что эти сооружения служили каким-то конфессиональным целям. Впрочем, не особо заморачиваясь эзотерикой, геологи принимают их за весточку из ледникового периода, а специалисты по ландшафту – за часть Национального парка Гарц. Климатологи отмечают сходство здешнего климата с Исландией, которая отстоит от Гарца на тысячи километров. Карликовые березки вызывают аналогию с безлюдным Русским Севером. Проложенная сюда в марте 1899 года
железная дорога с конечной станцией Брокен недалеко от вершины ясно говорит о том, что это не совсем уж оторванная от мира горная страна.
Разные владельцы – разные цели
В районе Гарца власть постоянно менялась. Вслед за мифическими колдуньями пришли реальные натуралисты. Дамы прилетали на шабаш раз в год, а ученые действовали круглогодично, начиная с XVII века. Первые обменивались опытом ведения черных дел, а вторые вели экологический мониторинг, исследовали флору и фауну Брокена.
В середине XIX века начались военные события. На Брокене обосновался прусский генеральный штаб. Его сменили создатели туристической зоны, разбившие первые альпийские сады на территории Германии и построившие гостиницу. В годы Первой мировой войны на Брокене была создана обсерватория, соседом которой стала через 20 лет мощная телевизионная станция. В 1945 году, после того как американцы разбомбили объекты на вершине, сюда на два года пришли военнослужащие США, а за ними, согласно решениям Ялтинской конференции, на гору впервые ступили военнослужащие Красной армии.
Советская часть брокенской истории явилась самой продолжительной – 33 года. С августа 1961 года гора Брокен, которая находилась в пограничной зоне ГДР и ФРГ, оказалась недоступной для туристов и вообще гражданских лиц. На вершину прибыли солдаты, установившие два мощных подслушивающих устройства. Одно принадлежало советской армейской разведке, и гора Брокен стала самым западным дозором Москвы. Другое было подчинено 3-му отделу Министерства государственной безопасности ГДР. В секретных документах объекты радионаблюдения именовались «Енисей» и «Уриан». Эта часть биографии горы Брокен завершилась 3 декабря 1989 года. С того времени вершина вновь стала доступной для гражданских лиц, и хозяевами горы стали традиционные обитатели Брокена – потомственные ведьмы.
Куда ни плюнь – сплошная нечисть
Железнодорожная станция Брокен расположена неподалеку от вершины горы
У каждой страны есть свой Брокен. Считают, что события, описанные в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», происходили на Лысой горе под Киевом. Говорят, здесь круглый год царит непостижимая тишина, а в склоны впечатаны следы гигантских копыт.
Правда, требуется уточнение. В Киеве и его окрестностях «Лысых гор», по разным источникам, от пяти до девяти. Близ одной из них в свое время было найдено несколько обезглавленных петушиных скелетов, именуемых в народе мертвыми пивнями, – атрибутов колдовского жертвоприношения. Другие «Лысые горы» печально прославились захоронениями жертв чумы, дорожного разбоя, польских и литовских завоевателей.
Местом шабаша киевских ведьм считается Лысая гора между Саперной Слободкой и Верхней Теличкой. Славу ей создавали в разные периоды истории, начиная с князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. В Х веке по его указу здесь уничтожали язычников.
Ну а на Кавказе даже и спрашивать ни о чем не надо. Уж слишком говорящее название – гора Ушба, в переводе с грузинского – «шабаш ведьм». Высота ее – 4690 метров. Подняться на нее непросто даже опытному альпинисту. Редкая ведьма не захочет долететь до вершины этого сложнейшего в мире четырехтысячника в Шхельдинском ущелье! Притягательна для нечисти и гора Ведьм на Куршской косе, близ поселка Юодкранте – это в Литве…
Запредельщина для беспредельщиц
Но все-таки ведьмы, как говорится, сверяют часы по брокенскому времени. Климат здесь необычный. Разница летних и зимних температур составляет 40-50 градусов. Туман – 306 дней в году. Ну чем не запредельщина? Только нечисти, которой туманы и свирепые ветры нипочем, тут и место.
Здесь много веков заседает «сатанинский европарламент». Тон задают дамы. Едва прилетев и спрыгнув с метелок, они, говорят, подогрев себя волшебным зельем, принимаются состязаться в сексуальных извращениях вместе с нечистью с хвостами и копытами. Эротические утехи на Брокене чередуются с «годовой отчетностью»: где и сколько удалось совершить мерзопакостей, какой вклад совершен в дело изведения рода людского.
В европейском формате
Ведьма нынче многолика. В период между прилетами на Брокен колдунья занята делом. Братара Бузея, королева ведьм Румынии, владеет всем арсеналом средств: и о прошлом и будущем расскажет, и от хвори вылечит, и милого приворожит.
Немка Диана Найзиус называет себя не ведьмой, поскольку это наводит на мысль о кострах Средневековья, а знатоком древних ритуалов. В обычной жизни она ученый-естествовед. Соседям не вредит, засуху и наводнения не насылает, зелья не варит. Но идею о том, что некоторые люди обладают сверхъестественными способностями, поддерживает. Правда, не уточняя, насколько она сама обладает ими. Шабаш на Брокене игнорирует, также не поясняя почему. Возможно, опасается сглаза более сильных коллег.
Как стартуют ведьмы на брокенский шабаш, известно из расследования швейцарской комиссии, которой тогдашний король Карл XI в 1669 году приказал изучить этот вопрос. Тогда судили колдуний из городка Мора, которые якобы похищали детей и переправляли их на брокенское сборище. Прихватив метлы, ведьмы собирались на сельском перекрестке, приходили к расположенной рядом горе и громко кричали в черноту пещеры: «Антессер, приди и унеси нас на Блокулу!» Блокулой называли гору, соответствующую Брокену, а Антессером именовали дьявола, который заведовал шабашными посиделками. Он являлся в облике старичка, подхватывал гостий и
мгновенно переносил их по воздуху на Блокулу, причем ему помогала толпа чертей, принимавших вид черных козлов.
Средства передвижения
Ведьмы на чем только не гарцуют! На козлах, лесной или болотной нечисти, стульях, боровах… Немецкая гравюра XVI века изображает ведьм верхом на рогатинах, палках, лопатах и демонах в образе животных. Неведомо точно, знал ли об этих непристойностях Гаврош из романа Гюго «Отверженные», но о том, зачем ведьме метла, сметливый мальчишка говорил совершенно определенно. Обратимся к первоисточнику: «Перепрыгивая через ручей, он обратился к бородатой привратнице, стоявшей с метлой в руках и достойной встретить Фауста на Брокене: "Сударыня! Вы всегда выезжаете на собственной лошади?”»
В европейском народном сознании сложился образ ведьмы верхом на метле. Случайно ли это? Вспомним: именно на ней чаще всего в доме оседает грязь и паутина, столь любезная сердцу любой нечисти.