Тему уже начал fStrange в своем посте , но коснулся он лишь электронных
платежей, не затронув иные довольно важные аспекты предлагаемого пакета
законопроектов.
Настроенные весьма недружелюбно к российским
гражданам народные избранники вчера направили в Госдуму целых три
законопроекта, так или иначе усиливающих антитеррористический
инструментарий правоохранительных органов и спецслужб.
В
принципе, в методах осуществления жесткой силовой внутренней политики
российская власть не придумала ничего нового. Но в отличие от США, в
которых после событий 11.09 был принят Патриотический акт, давший
правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами и
начало государственной программе слежки за гражданами PRISM, наши
законодатели пошли еще дальше.
По сравнению с 2013 год, который
ознаменовался принятием целой плеяды законов, вводящих цензуру, и так
или иначе регулирующих общественные отношения граждан в сети, 2014 год
начался с еще более агрессивного законодательства.
По традиции
законопроект внесен в ГосДуму от имени известного думского квартета:
Яровой (ЕдРо), Лугового (ЛДПР), Денисенко (КПРФ) и Левина (СР). Ну и
прицепом к ним депутаты Лебедев и Саралиев.
Так что же
предлагает нам команда из бывшей прокурорской сотрудницы, фээсбэшника,
разведчика, пиарщика, сына Жириновского и чеченского политика?! А
предлагают нам не виданные ранее беспрецедентные поправки к УК и КоАП, к
действующим законам «О связи», «Об информации», «О противодействии
легализации и отмываю доходов, полученных преступным путем», «О
национальной платежной системе», «О ФСБ» и «О противодействии
терроризму».
Первый блок поправок расширяет полномочия ФСБ по
шмону граждан и их автомобилей при наличии достаточных оснований
подозревать их в совершении преступления. Расширяется сфера преступного
деяния, именуемого «терроризм», добавляются новые квалифицирующие
признаки преступления (пропаганда, оправдание и поддержка терроризма), а
также появляется новый критерий террористической деятельности в виде
«дестабилизация деятельности органов власти». Для хабра сообщества это
не столь интересная тема. Первый блок поправок более интересен
правозащитниками, юристам-теоретикам и практикующим адвокатам.
А вот второй и третий блок законопроектов, в случае их принятия, может повлиять на дальнейшую жизнь Рунета и IT.
Второй блок направлен на контроль за сетевыми коммуникациями граждан. И
если чуть ранее Рунет был взбудоражен новым Приказом Минкомсвязи,
который обязал хранить записи об активности пользователей (телефонных
номеров, IP-адресов, имен учетных записей и адреса электронной почты
пользователей социальных сетей) не менее чем на 12 часов для последующей
передачи спецслужбам, то авторы законопроекта пошли еще дальше.
Хостинг-провайдеров, владельцев сайтов и других лиц (в т.ч. иностранные
ресурсы), круг которых определит правительство, обяжут хранить данные о
приеме, передаче, доставке, обработке различной электронной информации
(«информацию о приеме, передаче, доставке и обработке голосовой
информации, письменного текста, изображений, звуков или любого рода
действиях, совершенных пользователями при распространении информации
и/или обмене данными) в течение полугода!!! Требовать указанную
информацию будут вправе силовые органы в рамках ОРД. Каким образом
должен происходить порядок хранения информации (в том числе и для
владельцев всяких сайтов на платформах WordPress, Blogger, Wix и иных
сервисов) в законопроекте не указывается, и очевидно в продолжение
Закона в ближайшее время будет принят ряд уточняющих подзаконных актов.
Кроме того, все владельцы сайтов, которые осуществляют деятельность «по
организации распространения информации и/или обмена данными между
пользователями в сети «Интернет» обязаны будут уведомлять Роскомнадзор о
начале осуществления своей деятельности. Предположительно это коснется
почти 100% всех ресурсов, находящихся на просторах российского
Интернета.
Законопроектом также вводятся поправки к Закону «О
связи» и закладывается фундамент для дальнейшего определения
Правительством порядка обязательной идентификации пользователей
Интернета. Каким образом будет происходить обязательная идентификация
граждан на сайтах пока не раскрывается, и об этом можно только
догадываться.
Конечно не обошлось и без новых штрафов за
несоблюдение «инновационного законодательства». От 3 000 до 5000 рублей
на граждан за невыполнение обязанности уведомить Роскомнадзор о начале
осуществления деятельности по организации распространения информации
и/или обмена данными между пользователями в сети «Интернет», а также за
нарушение обязанности хранить данные в течение 6 месяцев и от 100 000 до
200 000 – на юриков.
Третий блок поправок посвящен электронным
платежам. Ограничивается размер неперсонифицированных платежей, то есть
платежей, совершаемые без идентификации клиента, например, через службу
«Я.Деньги», «Вебмани». Согласно законопроекту общая сумма перевода не
сможет превышать 1000 рублей в день и 15 000 в течение месяца. Кроме
того, фактически полностью запрещаются анонимные переводы денег из-за
границы, а также использование «анонимных» денег, которые были выданы за
пределами России или поступили от иностранных организаций
Итак, предлагаемыми «антитеррористическими» поправками одновременно решается несколько важных для власти проблем:
1. усиление общих полномочий контролирующих органов, в т.ч. ФСБ и ЦБ.
2. усиление контроля над сетевыми коммуникациями граждан;
3. усиление контроля за финансовыми операциями граждан при помощи электронных платежных средств;
4. усиление контроля за деятельностью НКО;
В скором времени российские сайты (и иностранных, конечно, тоже посчитали) и российских пользователей ждет новая жизнь.
А потому биткоины теперь станут вне закона, российский краудфандинг
начнет медленно умирать (ни каких тебе больше colta.ru и других
независимых журналистских проектов), будет заглушен источник
финансирования для альтернативного фандрайзинга оппозиционеров на
предвыборные кампании, остановлены гуманитарные платежи из за-рубежа на
помощь детям и др., а все мы будем находится под большим круглосуточным
колпаком правоохранительных органов.
При этом, в случае, если
Закон будет принят, стоимость услуг выхода в Интернет, хостинга и других
сетевых услуг, вероятно, будет повышаться. Конечно,
финансово-экономическое обоснование к законопроекту не предполагает
какой-либо нагрузки на федеральный бюджет. А посчитать, какой финансовой
нагрузкой это обернется для всей отрасли, даже не представляется
возможным. Очевидно лишь то, что это будет колоссальная сумма, которую
придется выложить хостерам, провайдерам и владельцем сайтов для
приобретения нового железа, которая позволит хранить данные в течение 6
месяцев. В какую сумму все это выйдет российской IT отрасли и гражданам
нам лучше скажут специалисты на Хабре, кто в этом более сведущ.
И все это как обычно ради самого благого дела — защиты нас с Вами от
международного терроризма. Спасибо друзья! Теперь мы вправду чувствуем
себя намного защищенней.
Почему-то нет сомнений, что законопроект пролетит со свистом в Госдуме и уже к весне мы получим новые правила игры в сети.
Единственное, на что остается надеяться в указанных условиях, это
концепция «тотализатора смерти» Джима Белла, которая может начать
набирать оборот и в России, как симметричный ответ общества в адрес тех,
кому всецело наплевать на фундаментальные права граждан и развитие
российской IT-отрасли. Может лишь тогда, когда на индивидуальную
бесславную кончину некоторых депутатов и чиновников «доноры» будут
ставить большие ставки, наконец, те, кто принимают подобные решения и
нажимают на кнопку голосования, начнут задумываться о своих поступках.