В ОБЪЯТИЯХ ЗОМБИ
Доктор Форстайн не считает, что бытие человеческого сознания, или души, во время клинической смерти исчерпывается только описанными ещё Моуди состояниями: проход через тёмный туннель, видение света, появление ангелов, родных умершего и живописных долин и городов потустороннего мира. Оказалось, что возвращающиеся «оттуда» гораздо чаще описывают картины совсем другие, а именно — мрачные и жуткие. Только воспоминания о них не задерживаются в памяти. Придя в себя, эти люди говорят, что ничего не помнят. Посмертные воспоминания приходится извлекать из них с помощью гипноза.
Одна из пациенток, Моника Д., вспомнила под гипнозом, что летела по тёмному тоннелю на «красный огонёк», словно где-то вдали горела сигарета или спичка.
«Мой полёт кончился в тёмном подземелье. Там сидели грязные оборванные люди. Сначала я подумала, что они мёртвые, но, приглядевшись к ним, я поняла, что в них ещё теплится жизнь. Один из них ворошил тлеющие уголья костра. Это на их свет я прилетела сюда. В подземелье было холодно, смрадно. Мне захотелось вернуться обратно, но я не знала, где выход. Я стала шарить рукой по стенам, отыскивая проход, а потом двинулась по пещере, спотыкаясь о лежащих людей. Они не реагировали на меня, только слабо шевелились. С одной женщиной я попыталась заговорить. Но когда вгляделась в её лицо, я увидела, что вместо глаз у неё пустые провалы.
Это было подземелье полуживых мертвецов, зомби. Меня охватило отчаяние. Я поняла, что, оставшись здесь, в скором времени превращусь в одного из них. Я пошла дальше и увидела ещё один тлеющий костёр. На его углях вповалку лежали живые мертвецы, как будто желая согреться. Я споткнулась и упала на одного зомби. Он поднял свои тощие руки и обхватил меня. Я испытала дикий, пронизывающий до костей ужас. И тут вдруг надо мной раздался голос: «Её срок ещё не пришёл, удалите её отсюда!»
По словам Моники, какой-то силой её вырвало из объятий зомби и она оказалась в больничной палате. Она парила над своим телом, лежащим на операционном столе...
ОКЕАН ЗЛОВОННОЙ ЖИЖИ
58-летняя Д.С. во время клинической смерти попала в ещё более мрачное место. Сначала она летела в кромешном мраке. Ей казалось, что её подхватил ураган. В темноте она боялась удариться обо что-нибудь и разбиться насмерть. Дальнейшее было ещё ужасней. «Ураган» швырнул её в какую-то вязкую, дурно пахнущую жижу. Женщина погрузилась в неё с головой. Утонуть в ней женщина не могла, но и выбраться из неё тоже была не в состоянии. Когда она выныривала и разлепляла глаза, то видела огромное, в половину чёрного небосвода, кроваво-красное солнце. Оно извергало протуберанцы и маленькие огоньки, которые дождём сыпались вниз. Попадая в жижу, такой огонь взрывался, распространяя зловоние.
Д.С. находилась в настоящем океане жижи. Ничего, кроме жижи, не было. Один из огней попал в женщину, и её всю пронзила боль. Она с головой погрузилась в жижу, но не утонула. Она барахталась, до ужаса боясь, как бы в неё снова не попал один из падающих огней. В жиже находились ещё какие-то люди. Женщина видела их облепленные грязью головы, ноги и руки. Слышались крики несчастных и звуки взрывов. Д.С. рассказала, что, вглядевшись в солнечный диск, она различила на нём лицо. Тонкие, плотно сжатые губы. Большие глаза, которые пристально смотрели только на неё одну.
Внезапно раздался гулкий, эхом прокатившийся голос: «У неё ещё есть время, чтобы изменить свою жизнь и не оказаться здесь». Это сказал не человек в огненном диске, а кто-то другой, потому что тонкие губы даже не пошевелились.
Д.С. потеряла сознание и пришла в себя уже в больнице. Из видений своей клинической смерти она не запомнила ничего.
СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ТРУБКОЙ
Следующее весьма впечатляющее свидетельство, полученное под гипнозом, принадлежит 21-летнему студенту Джону Л.
Когда ему начали делать операцию, он почувствовал, что его кто-то схватил за ноги и быстро потащил ногами вперёд по тёмному подземелью. Впереди виднелся красный свет, но Джона не дотащили до него. Бросили на полпути. Ему пришлось идти самому. Не прошёл он и сотни шагов, как вдруг зажёгся свет и он обнаружил, что находится в просторной пещере. Свет был красным, и всё вокруг отливало красным. Джон увидел вереницы понурых людей, которые брели куда-то. Люди были соединены друг с другом прозрачной трубкой. Трубка, выходя из живота одного человека, входила в спину впереди идущего, затем у того опять же выходила из живота и входила в следующего, и так через всю колонну. В этой «соединительной» трубке переливалась какая-то жидкость.
Джон увидел и конвоиров. Это были отталкивающего вида низкорослые человекоподобные существа с большими головами. Глаза большие, чёрные, без зрачков. Выражение лиц бесстрастное.
Человеческая вереница выходила из тёмного туннеля, пересекала красный зал и уходила в другой туннель, а ей навстречу шла такая же вереница. Обоим вереницам не было конца. Внезапно один из карликов показал на Джона, и двое направились к нему. Под их взглядами Джон ощутил упадок сил. Один карлик подхватил его под локти, а другой начал втыкать в него остроконечную палку, причиняя невыносимую боль. Затем обессиленного, корчащегося от боли Джона потащили к человеческой веренице.
Вдруг в тёмном туннеле, из которого выходила вереница, вспыхнул яркий свет, очертаниями похожий на человеческую фигуру. Луч от него, как большая рука, упал на Джона. Его втянуло в этот луч и он полетел в нём, пока не оказался в операционной. К этому моменту операция уже закончилась и его тело начали зашивать. Само собой, всё происшедшее с ним во время клинической смерти начисто стёрлось из его памяти.
Доктор Форстайн далеко не убеждён в реальности описанных пациентами событий, но и признать их за плод фантазии он не может. Например, у Джона Л. во время гипнотического сеанса появлялись на теле круглые раны, словно от уколов толстыми иглами. Ещё не-обычнее обстояло дело с Д.С. Когда она, тоже под гипнозом, рассказывала о том, как барахталась в жиже, её стошнило от отвращения. В рвотной массе обнаружились коричневатые частицы, издававшие зловоние. Определить, что это такое, пока не удалось...