информации посредством электромагнитных волн на первом этапе считали лишь новым техническим средством связи. Предпосылки для расширения возможностей радио появились накануне первой мировой войны. Это связывают с изобретением американского ученого в 1906 году аудиона – электро-вакуумной лампы, применение которой в радиоустройствах позволило передавать голосовые сообщения, музыку, шумовые эффекты. Производители технического оборудования, восприняли первые опыты радиовещания как сигнал к действию и стали активно предоставлять на рынок новую, все более усовершенствованную технику.
В начале двадцатых годов в США и странах Западной Европы были введены в действие сотни экспериментальных и любительских передатчиков. Во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные передачи. США в этих экспериментах выделяются особо. В первые годы вещания структура радиопрограмм была неотработанной, содержание передач – хаотично и отчасти случайно. Транслировались музыкальные концерты, литературные чтения, беседы, драматические постановки, граммофонные записи. Часть радиостанций специализировалась на ведении образовательно-просветительских, а так же религиозных передач. Но важнейшую роль в формировавшейся системе радиовещания США играли коммерческие частные станции. Уже в первые годы существования на радио активно внедряется реклама, имеющая огромное значение для развития радио.
Первая коммерческая радиопередача вышла в Америке на питтсбургской радиостанции в 1920 году. Принять ее в то время могло менее тысячи радиоприемников. В 1921 году в США начинается настоящий «радиобум». В 1926 году была образована Национальная вещательная компания National Broadcasting Company (NBC), на базе которой была создана крупнейшая сеть из 24 коммерческих радиостанций. А в 1927 году была сформирована вторая крупная сеть коммерческих радиостанций – Колумбийская вещательная система Columbia Broadcasting System (CBS). В том же году в США в связи с необходимостью упорядочить хаотичное развитие вещательной деятельности в рыночной среде был принят закон о радио.
Становление и развитие массового радиовещания в начале 1920-х годов идет и в европейских странах. В 1922 году группой предпринимателей при участии Г. Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Британской вещательной корпорации British Broadcasting Corporation (BBC). В эти же годы регулярно вещающие радиостанции появляются и в других европейских странах, а также экспериментально – в странах Азии: Японии, Китае, Индонезии.
На начальных этапах популярной формой радиорекламы было спонсорство. Рекламодатели финансировали различные программы (комедийные, ток-шоу, музыкальные), получая взамен рекламу, читаемую диктором во время прямого эфира.
В 1930-е годы, особую популярность получили радиосериалы, так называемые «мыльные оперы» (так позже стали называть и телесериалы). Такое название длинные сентиментальные истории, выходившие в эфир ежедневно небольшими частями, получили от своих первых спонсоров — производителей моющих средств. Среди них были компании, которые известны и по сей день.
Затем радио стало замечательным средством передачи информации на местном уровне, и локальные рекламные фирмы отдавали радио большую часть своей рекламы.
Эти годы считаются «золотыми годами» радио и радиорекламы. Особенной популярностью реклама на радио пользовалась в экономически развитых странах, привлекая внимание миллионов слушателей. С появлением телевидения (перед второй мировой войной) радио отошло на второй план, но в шестидесятых годах снова вернулось, обогащенное различными новинками.
К пятидесятым годам радиостанции становятся более специализированными, рассчитанными на определенную аудиторию — по географическому признаку, возрасту, музыкальным пристрастиям и т.д.
Естественно, в России при советской власти радио было главным средством политической пропаганды, и никакой речи о рекламе быть не могло. Тем не менее, потребность в оперативном коммерческом информировании населения существовала, и наиболее подходящим средством для этого было радио. Поэтому во второй половине XX века на советском радио появилась реклама в блоках информационных объявлений, которые выходили в утренние и дневные часы. Рекламные объявления, которые заказывали, как правило, промышленные и торговые предприятия, читали дикторы. Настоящая коммерческая реклама впервые появилась в 1990 году на частной радиостанции «Европа плюс Москва».