Впервые руки "неизвестно откуда" стали появляться на первых спиритических сеансах середины позапрошлого века. Вот как описывает очевидец, сеанс с участием Юма в 1858 году:
"Газовый свет привернули, но а комнате все же было достаточно светло, чтобы видеть весьма отчетливо лица, окружающие предметы и руку, на столе. Нас было шестеро, рук — двенадцать. И тут на свободной стороне, напротив медиума, появилась тринадцатая рука. Она померкла, когда мы уставились на нее, но появилась снова — мерцающая по локоть рука — и медленно двинулась к середине стола. Мы опять пересчитали свои руки — все были на месте. Эта рука простиралась до локтя, а дальше ничего не было. Рука испускала слабый, но ясно видимый свет. Вскоре она исчезла, ко затем мы увидели весь процесс ее возникновения".
Чтобы продемонстрировать свою материальность, рука взяла колокольчик, позвонила, в него, а затем принесла его автору этих строк. От неожиданности он за нее ухватился: "Это была настоящая рука, с пальцами и ногтями, мягкая и теплая. Но она растаяла в моей руке, растворилась, исчезла.
Следующий очевидец — редактор газеты "Хартфорд тайме" присутствовал ка сеансе Юма в 1855 году, вначале появилась рука, она взяла карандаш и начала писать. Руки участников были на столе, у всех на виду, так что писать не мог никто из присутствующих. То, что было написано этой рукой, оказалось именем родственницы и близкой подруги одного из членов кружка, умершей за несколько лет до того, причем имя было написано её собственным почерком".
Поскольку заядлые скептики утверждали, что эта рука принадлежит какому-нибудь фокуснику,- одетому во все черное и намазавшему руку фосфором, Барр решился на небольшой эксперимент. Когда эта рука стала пожимать руки всем присутствующим, Барр удержал ее и внимательно рассмотрел. Это была нормальная, теплая человеческая рука, только почему-то белая, как снег. Кончалась она у запястья. Барр проверил — дальше ничего не было! Тогда он, повернув руку ладонью к себе, проткнул ее пальцем, причем конец пальца вышел с тыльной стороны. Когда он выдернул палец, образовавшееся отверстие закрылось, а сама рука исчезла.
Весьма поучительно вела себя рука, возникшая на сеансе Юма в Англии летом 1855 года. Эта рука спокойно взяла Библию, лежавшую на столе, и открыла ее. Перелистав страницы, она карандашом отметила в 13-й главе Евангелия от Матфея следующее: "Благословенны ваши глаза, потому что они видят; благословенны ваши уши, потому что они слышат. Истинно говорю вам: многие из пророков праведников желали бы видеть вещи, которые вы видите, и они их не видели, и слышать вещи, которые вы слышите, и они их не слышали".
Профессор, член Британского королевского научного общества, сэр Уильям Крукс, не страшась насмешек коллег, одним из первых выдающихся ученых того времени рискнул провести физические эксперименты с явлениями "потустороннего мира". Обобщая свои наблюдения за появлением рук на сеансах 70-х годов, Крукс отмечал:
"Упомянутые руки и пальцы всегда казались мне плотными и похожими на настоящие. Иногда они походили на сгущенное парообразное облачко, часть которого имела форму руки. Не все присутствующие одинаково ясно различали их. Так, например, когда рука переносила цветок или другой небольшой предмет, то один видел над ним светящийся пар, другой — парообразную руку, в то время как остальные видели только перемещение цветка. Не раз я замечал сначала движение предмета, затем светящееся облачко, которое возникало вокруг него и, сгущаясь, принимало вид вполне сформированной руки.
Тогда эту руку видели все. Она выглядела как совершенно живая человеческая рука. У кисти или локтя такие руки парообразны и заканчиваются светящимся облачком. При прикосновении к человеческой руке они иногда кажутся холодными, как лед, иногда теплыми и живыми. Бывало, руки второго типа крепко пожимали мою — как старому другу после долгой разлуки. Однажды я удержал подобную руку, твердо решив не отпускать ее. Никакой попытки освободиться с ее стороны не было, но постепенно она стала переходить в парообразное состояние и таким образом исчезла из моей руки".
В случаях, когда часть комнаты во время сеансов отгораживается занавесом, чтобы устроить кабинет для медиума, руки появляются в прорези занавесок. Так, на сеансах Эдди Горацио в первой половине 70-х годов XIX века из-за таких занавесок появлялось великое множество рук — мужских, женских, детских. По просьбам зрителей они охотно писали всяческие послания, ставя под ними свою подпись, и нередко зрители узнавали по почерку своих умерших друзей или родственников.
Медиум на этих сеансах сидел снаружи занавески, и в придачу его держали за руки, что отнюдь не препятствовало появлению фантомных рук. Любопытный эпизод произошел на сеансе Юма, на котором присутствовал император Франции Наполеон III. Император обратился к Юму с просьбой вызвать дух его покойного дяди, Наполеона Бонапарта. Этот случай описал участник сеанса граф Браницкий:
"Гостиная была ярко освещена. Наполеон сидел в глубоком кресле рядом с Евгенией. Перед ними стоял Юм. Не успел еще император высказать своей просьбы, как вдруг лицо его изменилось, и он, быстро отдернув свою руку, нервно вскрикнул: "Ах, освободите меня от этой руки!" Оказалось, что какая-то невидимая рука с силой пожала пальцы императора, лежавшие на спинке кресла.
Видя волнение императора, Юм приблизился и начал свои манипуляции. Тут же смешанный крик удивления и ужаса вырвался у присутствующих: при полном освещении появилась человеческая рука, видимая до локтя, которая взяла с высокого мраморного камина тяжеловесный, о двенадцати свечах, бронзовый канделябр, перенесла его через всю гостиную и поставила перед государем".
27 апреля 1893 года российское Общество экспериментальной психологии проводило очередной сеанс с медиумом Михайловым. Присутствующие увидели, как за спинкой кресла медиума возникло маленькое беловатое облачко. Оно начало расти, потом приняло форму слабо светящегося луча, который затем трансформировался в руку, видимую по локоть. Рука поднялась над головой медиума, направилась к стене и стукнула по ней Затем светящаяся рука стала летать возле лампы, висящей под потолком, сорвала с нее шелковый абажур и швырнула его в соседнюю комнату.
После этого вторая рука сформировалась с левой стороны медиума. Правая рука потянулась к тяжелому дивану и стала толкать его по направлению к соседней комнате с силой и ловкостью, не свойственной обыкновенным людям. Одновременно левая рука двигала кресло вместе со спящим в нем медиумом!
Проанализировав вместе с профессором Круксом известные в позапрошлом веке случаи появления фантомных рук на сеансах известных медиумов Д. Юма, Евы Картье, Евзапии Палладину, Франека Клуст, Станиславы Попильской и других, можно условно разделить их на два принципиально разных типа. Руки первого типа по внешнему виду и размерам явно человеческие, так что можно определить, кому они принадлежат — мужчине или женщине. При их наблюдении видна только либо кисть руки, либо рука по локоть.
Судя даже по нескольким приведенным здесь случаям, эти руки "принадлежат" лицам, реально существовавшим и материализованным не известным науке способом с помощью проводящего сеанс медиума. Физические возможности этих рук также соответствуют человеческим: они могут переносить предметы, дарить дамам цветы и играть на музыкальных инструментах (на которых не умеет играть сам медиум). То есть эти руки принадлежат или управляются разумным существом, действующим независимо от воли медиума.
Фантомные руки второго типа формируются из некоей субстанции, выделяемой медиумом и названной профессором Рише (будущим Нобелевским лауреатом) — эктоплазмой. Эти руки часто имеют всего три или четыре пальца (что зафиксировано на довольно качественных фотографиях), могут вытягиваться на неестественную длину (например, на всю комнату) и обладают, нечеловеческой силой.
Как ни парадоксально, в начале XXI века, в этой области парапсихологических исследований мы оказались даже не на шаг назад, а на два по сравнению с концом века XIX.