Как-то раз американский математик-прикладник Марк Абрахамс, склонный к забавным розыгрышам, задумался: а нельзя ли соединить серьёзную науку с юмором? В результате на свет появился журнал «Анналы невероятных исследований», на страницах которого публиковались нелепые и бессмысленные околонаучные идеи, призванные рассмешить образованного читателя.
Редакция располагалась в Кембридже (штат Массачусетс), по соседству со знаменитым Гарвардским университетом. К изумлению самого редактора, в журнал толпой повалили чудаки-энтузиасты, авторы «великих открытий», исследователи-упрямцы, которые всерьёз были уверены, что их труды достойны Нобелевской премии.
И тогда Абрахамса осенило: почему бы не учредить альтернативу престижной награде, своеобразную пародию на неё? Английское звучание Нобелевской премии - Nobel Prize. Сотрудники журнала использовали созвучную игру слов - lg Nobel Prize (прилагательное ignoble переводится как «низкий», «неблагородный» и даже «постыдный»). Для обозначения этого «капустника» в русском языке чаще применяется форма - «Шнобелевская премия».
Присуждать её начали с 1991 года, и с той поры церемония проводится ежегодно, в начале октября, накануне вручения Нобелевских наград в Стокгольме. Несмотря на ехидный подтекст, ритуал обставлен по классическим традициям. Показательно, что войти в состав Шнобелевского комитета охотно согласились настоящие Нобелевские лауреаты.
К рассмотрению принимаются, как правило, только опубликованные труды соискателей. Номинации - те же, что и в Стокгольме, лишь иногда к ним добавляются особые категории: астрофизика, археология, метеорология и др. Финальное действо происходит в Гарвардском университете, в Театре Сандерса, зал которого вмещает более 1 100 зрителей и всегда бывает переполнен.
Члены жюри облачаются, как на маскарад: надевают фески, накладные носы и бутафорские очки. Лауреаты - победители по десяти номинациям - один за другим поднимаются на сцену, где получают заслуженные награды - медали из фольги и клацающие челюсти на подставке, а также сертификаты, подписанные тремя настоящими Нобелевскими лауреатами.
Каждому из награждённых предоставляется 60 секунд на «доклад». Если кто-то превышает лимит, то его прерывает капризный голосок маленькой девочки - «мисс Свити Пу»: «Прекратите, пожалуйста, мне скучно!»
Ещё недавно во время церемонии зрители пускали по залу бумажные самолётики. Для последующей очистки зала была учреждена особая, «шнобелевская метла», хранителем которой назначили физика Роя Глаубера, Нобелевского лауреата. По слухам, в 2006 году, в ходе очередной церемонии, один из пикирующих бумажных аэропланов угодил своим остриём в чей-то глаз, после чего запуск самолётиков отменили по соображениям безопасности. Однако метла по-прежнему занимает своё почётное место.
Представление транслируется по телевидению и радио на нескольких языках, подробная информация о нём отражена в Интернете.
3а два десятилетия лауреатами Шнобелевской премии стали несколько сотен человек, учитывая, что по ряду номинаций награды присваивались группе исследователей и даже целым коллективам.
В 1993 году в номинации «Психология» отличились Дж. Мэк из Гарвардского медицинского института и Д. Джекобе из университета Темпла. На строго научной основе они обосновали следующий вывод: люди, уверенные в том, что их похищали космические пришельцы, были, вероятно, действительно похищены, причём целью инопланетян являлось производство детей.
В 1995 году награду из фольги получила группа японских исследователей, успешно обучивших подопытных голубей различать картины Пабло Пикассо и Клода Моне.
Годом позже премии lg Nobel удостоились норвежские биологи за серию экспериментов на тему «Влияние пива, чеснока и сметаны на аппетит пиявок».
1998 год. Прорыв в области литературы, по версии Шнобелевского комитета, совершил американский автор, д-р М. Сидоли. Именно его перу принадлежал глубокомысленный труд «Освобождение организма от газов с громким звуком как средство защиты от чрезмерного страха».
В1999 году вне конкуренции оказались два изобретателя из ЮАР, предложившие новый тип противоугонной сигнализации, состоявшей из устройства обнаружения и огнемёта.
Начало нового тысячелетия ознаменовалось тем, что среди Шнобелевских номинаций впервые появилась астрофизика. В 2001 году двое американских учёных из штата Мичиган удостоились «деревянных» наград за исследование, согласно которому «чёрные дыры» удовлетворяют всем требованиям, чтобы быть местоположением ада.
Несколько позже заставили говорить о себе двое индийских математиков, разработавших методику вычисления общей площади поверхности слонов.
Приз из фольги нередко получали учёные, вдохновенно трудившиеся в области экономики.
В 2005 году сотрудник Массачусетского технологического института Г. Нанда изобрёл будильник, который убегал и прятался при попытке выключить его, что заставляло людей просыпаться окончательно и в конечном итоге не опаздывать на работу.
Ещё через два года, но уже по номинации «Мир», «Шнобеля» был удостоен целый коллектив лаборатории ВВС США за предложение разработать «гей-бомбу», не летальное химическое оружие, под влиянием которого вражеские солдаты испытывали бы сексуальное влечение друг к другу.
В 2008-м в число лауреатов вошла группа французских учёных из Национальной школы ветеринарии в Тулузе. В результате многолетних наблюдений они открыли, что блохи, живущие на собаках, прыгают гораздо дальше своих сородичей, обитающих на кошках.
Путь к славе, которую сулит Шнобелевская премия, не заказан для представителей даже самых отдалённых уголков планеты. Так, в 2010 году по номинации «Физика» лидерами оказались учёные из Университета Отаго (Новая Зеландия). Они нашли надёжный способ, как человеку обезопасить себя от переломов и ушибов при движении по гололёду. По их расчётам, для этого достаточно надеть поверх обуви тёплые носки.
Наконец, в минувшем году отличился мэр литовской столицы Артурас Зуокас. Он получил премию по номинации «Мир» за то, что лично раздавил бронетранспортёром дорогой «мерседес», припаркованный на пешеходном переходе, и предложил другим горожанам следовать его примеру.
ЗШнооелевская премия не обошла стороной и наших соотечественников. В 1992 году лауреатом в области литературы стал российский химик и кристаллограф, член-корреспондент РАН Юрий Стручков. Его наградили за необыкновенную плодовитость, когда выяснилось, что в период 1981-90 гг. он опубликовал 948 научных работ, то есть каждый из трудов создавался менее чем в четыре дня!
В 2002 году одну премию на всех по номинации «Экономика» получили несколько крупных компаний, втом числе управляющие, директора и аудиторы нашего «Газпрома» -«за применение математической концепции мнимых чисел в мире бизнеса».
Двумя годами ранее клацающих челюстей на подставке был удостоен бывший гражданин СССР Андрей Гейм, который вместе со своим английским коллегой провёл цикл исследований, продемонстрировавших влияние магнитов на левитацию лягушек. Однако изюминка кроется тут в том, что в 2010 году А. Гейм в сотрудничестве с другим своим коллегой стал лауреатом настоящей Нобелевской премии в области физики за практическое получение графена!
И всё же первым обладателем обеих премий, как «престижной», так и «неблагородной», стал не он, а исследователь Барт Кнолс, правда, в обратной последовательности. В 2005 году Нобелевская премия мира была присуждена коллективу МАГАТЭ, где в то время работал Кнолс. А уже через год Кнолс и его коллега получили Шнобелевскую премию по биологии, доказав, что самку малярийного комара в одинаковой степени привлекают запах сыра и запах человеческих ног, и предложив изготовить на этой основе эффективную ловушку для насекомых.
Навсегда вписал своё имя в историю премий lg Nobel французский исследовательЖак Бенвенист, став её первым дважды лауреатом. В 1991 году он получил награду за открытие того, что вода является разумной жидкостью и обладает памятью. Продолжив свои исследования, он вторично был отмечен «Шнобелем» в 1998 году, доказав, что вода не только обладает памятью, но что сохранённая в ней информация может быть передана по телефону или Интернету.
Да и сам смысл, вкладываемый в понятие Шнобелевской премии, постепенно претерпел существенные изменения. Если поначалу она однозначно рассматривалась как пародия, то в наши дни присуждается «за достижения, которые сначала вызывают смех, а затем - раздумья».
Спонсоры премии не считают своих подопечных чудаками, утверждая, что «их творения настолько нетривиальны, что заслуживают отличия». Кто знает, быть может, настанет день, когда некая работа, удостоенная «Шнобеля», будет выдвинута на соискание настоящей Нобелевской премии?
Автор: Валерий НЕЧИПОРЕНКО