Обнаружил провал с воздуха Виктор Ижетников, в прошлом – пилот гражданской авиации. Раньше он возил грузы на Ил-76 в Африку и Сомали, теперь профессия стала хобби. Виктор Ижетников, житель Екатеринбурга: «Во время полета на самолете в районе этой посадочной площадки мною было увидино аномальное пятно, которое потом оказалось ямой».
М-12, или «Касатик», хоть и произведен давно, но после модернизации начинка у него не хуже современного «Боинга». Бортовой компьютер и сориентировал Виктора, где именно на поле искать необычное пятно: «Вот посадочная площадка, вот начало полосы, грань. Вот Нижний Тагил, вот полигон «Старатель». Яма севернее посадочной площадки километра на полтора».
Провал сразу заинтересовал летчика, тем более что эта местность – его родные края, а поле – личная собственность. Под ним, кстати, плита из горных пород, поэтому вдвойне удивительно, как могла образоваться яма в граните и базальте. Виктор Ижетников: «Мы находимся на возвышенности, метров 30-40 выше реки, которая ниже проходит – Шайтанка. Вода здесь, вот мы сейчас по дороге с вами ехали, везде вода, здесь воды нет, значит, она уходит».
Уральские ученые уже исследовали аномалию. Провели 3D-сканирование и магнитную съемку места. Кольца вокруг обвала – свидетельство того, что под слоем земли пустота. Причем полость не только глубокая, но и широкая – не меньше 15 метров.
Старшая сестра нижнетагильской ямы – воронка в ямальской тундре. Невооруженным глазом виден многометровый срез ледяного грунта, а в глубине – пугающая чернота. Аркадий Овчаренко, кандидат физико-математических наук института геофизики УРО РАН: «Они образовались по-разному, но в принципе, процессы однотипные – это вымывание нижележащих пород, образование какой-то большой каверны. Финальный провал – иногда такой незначительный, как в Нижнем Тагиле, а иногда такой огромный, как на Ямале».
Такие движения Земли оставлять без внимания опасно, – считают ученые. Так, подобная дыра в Полевском может спровоцировать прорыв плотины Штангового пруда, а он в свою очередь затопит автодорогу на Верхний Уфалей. Провалы на Урале были редкостью, теперь геофизики бьют в набат – частые ливни изменили ситуацию. Так что перед тем как строить инженерные объекты, советуют тщательно проверить грунт, чтобы сооружение не ушло под землю.