ЭТИ СТРАННЫЕ СУЩЕСТВА ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ПРЕБЫВАЛИ В МИРЕ МЕРТВЕЦОВ, НО ЗАТЕМ ПО КАКИМ-ТО НЕВЕДОМЫМ ПРИЧИНАМ ПОКИНУЛИ СВОИ ОБЖИТЫЕ МЕСТА (МОГИЛЫ НА ПОГОСТАХ) И ПРИШЛИ К ЛЮДЯМ.
За последние полвека зомби стали привычными героями в кино и на страницах книг, забравшись на самую вершину популярности, сместив с пьедестала вампиров, оборотней, демонов и даже всесильных ведьм. Но именно эти странные создания завоевали себе репутацию мифических существ, которым по силам стереть с лица земли весь человеческий род.
Под термином «зомби» подразумеваются люди, давно умершие, но восставшие из небытия и своих земных могил. Каждый раз они предстают в разном обличье, которым их наделяет их же создатель (творец, художник, писатель, режиссёр, актёр).
По мнению современных специалистов, первым западноевропейским зомби стал Франкенштейн, которого ещё в XIX веке придумала писательница Мэри Шелли (1797-1851).
А в 1932 году он ожил благодаря создателям одноимённого художественного фильма. Главный герой не восставал из могилы, но тем не менее причисляется к отряду зомби. Интересно, что Франкенштейн долгое время считался единственным на свете зомби, которому явно сочувствовали публика, читатель и кинозритель.
Безусловно, зомби - персонаж и продукт современной поп-культуры. Он оживает каким-то фантастическим образом, находится под влиянием и неукоснительно подчиняется непонятно откуда взявшемуся инстинкту. В прошлом зомби - это обычный человек, а в настоящем - носитель зла и смерти.
Зарождение идеи о зомби относится к африканским религиозным культам, старинным легендам и суевериям. В культах вуду говорится о всемогущих колдунах, которые умели посредством колдовства и специальных магических ритуалов воскрешать мертвецов, трансформируя их в своих верных рабов.
Впервые образ современного западноевропейского зомби появился на экране благодаря кинорежиссёру Джорджу Ромеро. В 1968 году он выпустил на экраны кинотеатров целую армию зомби в своей картине «Ночь живых мертвецов». К тому же в этом фильме зомби впервые оказался главным героем повествования, чего раньше не наблюдалось. Зритель был вынужден наблюдать за действиями злобного зомби в течение двух часов, пока киногерои-люди искали противоядия от действий злобных монстров-мертвецов, основная задача которых - уничтожение человека.
Кстати, до сих пор нам не известно точное происхождение и значение слова «зомби». Это понятие появилось впервые на острове Гаити где-то в начале XVIII века, когда работорговцы стали переправлять в Америку огромные группы негритянских пленников из западной Африки для работ на сельскохозяйственных частных плантациях. Одна такая группа рабов была доставлена из Дагомеи, где был особенно почётен культ вуду. Это в их лексиконе ходило слово «намби» или «замби», означавшее «душа мертвеца». Но существовало и другое африканское слово -«жамбо», которым африканцы называли приведения и призраки.
Жители Гаити, Кубы, Ямайки и других поселений европейских завоевателей оказались весьма благодатной средой для потребления новых религиозных веяний, тем более что и аборигены больше верили в силы природы и духов, чем европейским миссионерам, проповедовавшим католицизм и протестантизм. Так и сложился на Карибских островах культ вуду.
Это не могло скрыться от внимания белых американцев, рассматривавших африканские обычаи как безграмотную дикость. В 20-х годах XX века на Гаити гостил американский журналист газеты «Нью-Йорк Таймс» Уильям Сибрук. Там он с изумлением узнал, что буквально за пару долларов и бутылку «огненной воды» ему позволят присутствовать на магическом обряде местного вуду. Сибрук стал часто посещать всевозможные магические рауты, сеансы и обряды, а по возвращении в Нью-Йорк по совету редактора «Таймс» написал книгу «Остров магии», где подробно рассказал обо всём увиденном, услышанном и пережитом.
Особое внимание автор книги уделил женщине-вуду Маман Сели, которая жила в джунглях. Именно эта женщина-
колдунья посвящала Сибрука в секреты местной магии и позволяла американцу присутствовать на колдовских шабашах и обрядах. Но главное - репортёр в своей книге сделал любопытный вывод, что религия вуду являет собой гремучую смесь классической европейской религии (преимущественно католицизма), различных африканских религий, традиций и обрядов, приправленных значительной долей колдовства, магии и загадочных мифов. В огромном опусе Сибрука была уникальная глава, заголовок которой говорил сам за себя: «Мертвецы трудятся на плантациях». В этой главе подробно рассказывалось о методах зомбирования живых людей из числа местных жителей и завезённых из Африки рабов.
Книга Уильяма Сибрука стала бестселлером. Идеи, высказанные в ней, заинтересовали тружеников голливудской фабрики грёз, нуждавшихся в новых темах для сценариев. И очень скоро (в 1932 году) на экранах появился фильм «Белый зомби». Действие картины происходит, естественно, на Гаити. Среди чёрных рабов там появился белокожий человек, светловолосый мужчина с европейскими манерами. Аборигены-вуду околдовали белого человека, подавив его волю и самостоятельное мышление. С тех пор тема зомби не сходит с экранов кинотеатров, привлекая к себе массу любопытствующих. Режиссёр Ромеро вспоминал, что вдохновение для работы над картиной «Ночи живых мертвецов» он черпал из романа Ричарда Мэтсона «Я - легенда», герой которого оказался одним из последних выживших людей на земном шаре, который захватили вампиры. В отличие от мертвецов, они питались кровью, а не плотью, были хорошо организованы, умели мыслить и разговаривать. Иначе говоря, они никак не соответствовали современному определению зомби. При этом в фильме по этому роману и с одноимённым названием «Я - легенда» противниками главного героя оказались почти безмозглые мутанты, больше похожие на зомби Ромеро.
И теперь уже складывается парадоксальная картина: зомби хозяйничают на экранах кинотеатров, места в которых занимают зомбированные зрители, приносящие кинодеятелям несметные прибыли.
Александр ВУЛЬФ