Замысел «Беспредела» возник после одноименного очерка Л. Никитинского в «Огоньке». Меня заинтересовал сам материал — жизнь «зоны»,— так как я открыл для себя новые явления, о которых, будучи уже достаточно опытным человеком, не знал. «Зона» — скопище зла, но это зло творится и на свободе, на улицах, по которым мы ходим, в озлобленном обществе, в котором живем. Исправительно-трудовая колония взята просто как место действия, можно было бы с таким же успехом перенести его в сумасшедший дом — сути вопроса (откуда возникает расслоение среди равных, в данном случае — заключенных) это бы не изменило. Я хотел показать, как складываются негласные законы и взаимоотношения между людьми в этом не зависящем от внешнего мира «обществе». Независящем? На самом деле «зазаборная зона», живущая по своим законам, находится под властью мира снаружи и сама, в свою очередь, влияет на этот мир. Герои картины не невинны — это уголовные преступники, сидящие за дело, и у меня не было цели их оправдывать или сочувствовать им.
Одной из целей нашего сценария было проследить появление Личности в уголовном социуме, ведь в любом обществе главное — это интеллект. Один из героев картины — Филателист — тщедушный парень, попавший в тюрьму почти случайно, как бы из другого мира, обладающий совсем иным мировоззрением (эту роль очень хорошо провел Антон Андросов, запомнившийся по фильму «Плюмбум, или Опасная игра»),— становится идейным лидером этого социума, потому что за ним стоит могучая сила убеждения, сила духа свободы. Такие люди, как он, двигали общество вперед, порой погибая на этом трудном пути. «А все-таки она вертится!» — говорил много веков назад такой же «безумец», живший ради идеи. И эта идея толкает другие идеи, как падающий в горах камешек вызывает лавину. Здесь для нас было важно не переступить логическую грань, чтобы Филателист не получился догматиком, ведь тогда ему никто из заключенных не поверил бы, за догматиком никто бы не пошел.
Удивительный актер Лев Дуров сыграл роль Кума — в переводе с воровского жаргона начальника оперативной службы. С точки зрения администрации, Кум — отличный работник, но он живет в обществе преступников по их, а не общечеловеческим законам. Кума мы не делали изначально отрицательным персонажем; это интриган, работающий на свою профессию: его задача — держать в повиновении две с половиной тысячи опытных, юридически подкованных, психологически подготовленных людей, вести свою игру, чтобы не было эксцессов, и выполнять свой производственный план.
Когда Кум видит убежденного лидера, каким становится Филателист, он начинает его бояться, так как за растущим авторитетом этого парня стоит бунт, уничтожение «черной масти» — тюремной верхушки, при помощи которой администрация держит в подчинении «рядовых» заключенных — «мужиков». Лидера надо развенчать, а как это сделать? Филателиста бей хоть сотней табуретов — он не отступится от идеи, не сломается. Остается одно: унизить, «опустить», как это называется в «зоне».
Филателист подсознательно сам выбирает из массы заключенных вожака, способного возглавить бунт, ведущий к свободе от уголовников,— Калгана (А. Ташков). На этих двух героях и держится линия борьбы за справедливость, проходящая как шампур через всю картину. На Калгана «работают» многие обстоятельства, это герой, являющийся неким обобщенным отражением того, что происходит в «зоне». Но он — «один на льдине» — замкнут и независим, притом не знает, к какому лагерю примкнуть, поэтому за него и идет борьба между «черной мастью» и администрацией. Тут и вмешивается очкарик Филателист. В «зоне» практически не утихает извечная, историческая борьба — за влияние, за власть над себе подобными.
Среди актеров я хотел бы выделить Сергея Гармаша, блестяще сыгравшего роль Могола — главаря «черной масти»; начинающих актеров Н. Идрисова (Пистон) и А. Аблепихина (Окунь), а также прекрасного молодого артиста из Театра-студии О. П. Табакова А. Мохова (Веня), исполнившего к тому же в картине песню «Кандальный рок».
Массовку и часть эпизодических ролей играли сами заключенные. Их не надо было учить, как и что делать, они сами давали нам ценные советы, помогавшие избежать фальши. Главное было — убедить их, что мы снимаем фильм «не про ментов».
В поиске колонии для проведения съемок мы объездили 20 лагерей, встречали в них разных людей — не только разных заключенных, но и разных начальников. Ведь можно под влиянием зеков скатиться до их уровня, превратиться «в них». Однако мы видели и новые, здоровые силы в правоохранительных органах. Отрядник (А. Кузнецов) и являет собой образ такого начальника, который видит в заключенных в первую очередь людей и верит в их исправление. Хотя живые примеры демонстрировали, что быть среди заключенных и не уподобиться им очень сложно.
Во время подготовки к съемкам мы беседовали без присутствия посторонних, с глазу на глаз, с разными категориями осужденных; разговора в сопровождении охранника не получалось, наши «консультанты» замыкались, для нас же главное было — не сделать липу, а их рекомендации были чрезвычайно важны. Мы переделали уже на месте многие сцены, диалоги, подправили в сценарии нашу «интеллигентскую» речь.
Наряду с моим соавтором сценария Л. Никитинским я благодарен за помощь в работе над фильмом оператору Г. Беленькому, композитору А. Петрову, художнику И. Пластинкину, звукооператору В. Курганскому, директору картины С. Вульману.
Перед нами стояла задача — не опошлить картину. Естественно, жизнь заключенных полна «чернухи», которая потекла в наш кинематограф, кроме того, в картине есть сцена изнасилования... Откровенных моментов и нецензурных выражений мы всеми силами постарались избежать, не нацеливаясь на конъюнктуру. Мы просто хотели впервые в нашем кинематографе приоткрыть «зазаборное» общество, показав его совершенно иную, непохожую на свободную, жизнь, которая тем не менее как в зеркале отражает жизнь «на воле». Мы старались сказать свое «нет!» жестокости, бесчеловечности и злобе, творящимся как в «зоне», так и вокруг нас. Ведь даже в заключении жестокие главари — «авторитеты» долго не продерживаются, даже там всегда побеждают разум и мудрость.