В наше время ноутбук, похоже,
стремится вытеснить ручку из жизни человека. Если нужно что-то записать, многие
скорее воспользуются компьютером, чем листом бумаги и ручкой. Влияет ли такая
тенденция на способность людей воспринимать и запоминать информацию? Учеными
было выяснено, что записанная, а не набранная на клавиатуре, информация гораздо
лучше усваивается и запоминается.
Сегодня аудитории в университетах
напоминают компьютерные центры. Слушая лекцию, многие студенты конспектируют ее
в своем ноутбуке или планшете – если в это время они не сидят в социальных
сетях. Но даже если учащиеся следят за ходом мыслей преподавателя и делают
качественный конспект, все равно придется заплатить свою цену за использование
гаджетов. Практика показывает, что работа с «электронными» конспектами менее эффективна,
чем с написанными от руки.
Исследование, которое проводилось
в Принстонском и Калифорнийском университетах, заключалось в том, что
участников попросили законспектировать различные доклады. Одна группа использовала
компьютеры, а вторая – вела записи от руки. После этого участники прошли
тестирование и выполнили некоторые задачи. Когда в условиях задачи требовалось повторить
произнесенные лектором факты, результаты обеих групп были практически одинаковыми.
Но анализировать услышанную на лекциях информацию лучше получалось у тех
участников, которые конспектируя, пользовались ручкой и бумагой.
Исследователи сделали заключение, что во время записи текстов от руки
задействуются когнитивные (или психические) способности мозга. Это объясняется
тем, что скорость набора текста на электронных устройствах позволяет законспектировать
большой объем материала. Когда записи ведутся при помощи ручки и бумаги, нужно
анализировать информацию, чтобы упустить малозначительные детали, употребить более
понятные слова, компилировать объемную информацию в более сжатую. Следовательно,
не стоит пренебрегать ручкой и бумагой – они надежные помощники в записи и
обработке информации.