В 2015 году компания Mattel анонсировала куклу Барби, способную общаться с ребенком. Игрушка оснащена камерой, микрофоном, динамиком и подключается к Wi-Fi. Это изобретение насторожило правозащитников, которые уже развернули кампанию по защите прав ребенка. Они утверждают, что через куклу создатели вмешиваются в частную жизнь семьи. Теперь юристам предстоит разобраться в вопросе: обновленная Барби - это коварный шпион или симпатичная подружка.
Барби придумала Рут Хэндлер, жена основателя фирмы Mattel Эллиота Хэндлера. Наблюдая за игрой своей дочки в куклы, она заметила, что девочке более интересно играть в бумажные куклы, изображающих взрослых женщин, чем в пупсов-малышей. Бумажных «красавиц» можно было наряжать в разнообразные наряды и разыгрывать ситуации из взрослой жизни. Так и пришла идея создания куклы Барби. Впервые она была выпущена в 1959 году, и со временем стала любимицей девочек-подростков по всему миру.
Однако в последнее время популярность куклы Барби значительно упала, ее продажи уменьшились, и по итогам четвертого квартала 2014 года прибыль компании Mattel сократилась на 59%. Современных детей все больше привлекают электронные игры. Такие тенденции побудили руководство Mattel разработать куклу Барби, которая бы соответствовала интересам нынешнего подрастающего поколения. Таким образом, на выставке игрушек, недавно проходившей в Нью-Йорке, перед публикой предстала новинка – Hello Barbie.
В наше время многие дети страдают от недостатка полноценного общения с родителями и со сверстниками. Однако новая Барби может стать приятным собеседником. Как происходит общение с куклой? Если ребенок задает ей вопрос, он преобразовывается в аудиофайл, через Wi-Fi отправляется на сервер компании Mattel. Там он обрабатывается, электронная система подбирает ответ, отсылает его обратно, и кукла отвечает на вопрос ребенка. Постепенно Барби запоминает и употребляет в беседе имена членов семьи, клички животных и другую информацию, полученную в ходе общения.
Новые способности игрушки вызвали возмущение у представителей правозащитных организаций. Анджела Кэмпбелл, советник Центра конфиденциальности и технологий при Университете Джорджтауна, выразила тревогу: «Если бы у меня были маленькие дети, я была бы очень сильно обеспокоена тем, что их частные разговоры с куклами хранятся и анализируются на серверах корпорации».
Компания Mattel утверждает, что созданная ею игрушка не угрожает безопасности ребенка, и ее технология не нарушает правовые нормы, установленные в США. Родители могут контролировать общение ребенка с куклой. Для подключения Барби к интернету они должны создать аккаунт, разрешить запись голоса своего ребенка, а каждую неделю смогут получать по электронной почте практически все записи разговоров с игрушкой.
Планируется, что кукла поступит в продажу осенью. Это событие стремятся предотвратить активисты Общества по борьбе с детской рекламой. Они подали петицию, в которой говорится, что в общении с куклой существует опасность скрытой рекламы, когда Барби будет советовать купить новые аксессуары или другие игрушки. «Дети говорят не с куклой Барби, а напрямую с огромной корпорацией по производству игрушек, которая преследует лишь свои финансовые интересы, ─ заявляет Сьюзан Лин, директор общества по борьбе с детской рекламой. – От этого просто мурашки по коже! Это реальная угроза не только для детей, но и для их родителей».