Цель игры. Развитие умения анализировать
конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий;
формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки
конфликтных ситуаций.
Игровая ситуация. Руководство фирмы
получило жалобу от одного из сотрудников*.
Генеральный директор фирмы назначает
рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия
решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам — руководитель; специалист
по связям с общественностью; юрист фирмы.
Порядок проведения игры
Подготовительный этап. За одну-две
недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему
и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.
Студенты получают указания по
самостоятельному изучению литературы и уяснению основных понятий: «конфликт»,
«структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ
конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Кроме того,
студентам напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры
умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение,
анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.
В ходе игры
1. Учебная группа разбивается на три
команды.
Первая команда — руководство фирмы:
генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с
общественностью, финансовый директор.
Варианты содержания жалоб подбирает
преподаватель в зависимости от специализации студентов.
Вторая команда — рабочая группа по
изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).
Третья команда — эксперты (3-5 человек).
Время на распределение ролей — 5 минут.
Примечание. Состав команд может быть
определен по желанию студентов.
2. Всем командам выдается жалоба в
письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию
предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая
команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе.
Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.
Время на подготовку — 15 минут.
3. Заслушивание предложений для
выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.
Игровой сценарий. «Генеральный директор»
открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада
«старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для
принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После
доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на
вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15-20 минут). После ответов
на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с
общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть
выделено 5 минут).
Решение на основе обсуждения принимает
«генеральный директор».
Оценка содержания работы. После принятия
решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй
команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на
оценку экспертов может быть отведено 15-20 минут).
4. Подведение преподавателем итогов
игры.