Даже если мы привыкли смотреть в глаза, разговор всё равно начинаем с быстрого (около 250 мс) взгляда куда-то в район переносицы. За это время мы не успеваем осознать, что увидели, да и сама эта область как будто лишена каких-то специфических информативных черт. Однако, как пишут исследователи в журнале PNAS, такой взгляд позволяет просуммировать сразу несколько существенных характеристик в чужой внешности. Если мы смотрим на другого человека с близкого расстояния, то часть лица выходит за пределы зоны наибольшей остроты зрения — центральной ямки жёлтого пятна сетчатки. И нужно либо отойти, либо найти такой угол зрения, который сообщил бы как можно больше информации.
Психологи скомбинировали данные, полученные в результате наблюдений за движениями глаз смотрящих на фото людей, и сравнили их с искусственным алгоритмом анализа чужого лица. Первый взгляд на человека должен мгновенно сообщать нам о том, кто перед нами и в каком настроении. Оказалось, что алгоритм, созданный с учётом этой задачи, указывал на ту же зону на лице, что и взгляд настоящих людей. Глядя чуть ниже глаз, мы собираем максимум доступной информации. Взгляд захватывает не только глаза, но и зону вблизи рта, однако рот не требует чёткой детализации, а вот глаза — как раз наоборот. Взгляд на переносицу позволяет получить всё ещё довольно чёткое изображение глаз и одновременно «дотянуться» до рта.
Не следует думать, что тут имеется в виду неподвижный взгляд в одну точку: исследователи говорят о некоей зоне чуть ниже глаз, которую наш мозг сверхбыстро сканирует в первые миллисекунды разговора. Психологи полагают, что такой способ осмотра незнакомца мог установиться в очень давние времена: наши предки по выражению лица могли догадаться, следует ли ждать от встречного нападения или дружбы. Те, кто плохо читал по лицу, имели мало эволюционных шансов. Так что в нашем взгляде на чужую переносицу следует «винить» не столько нормы вежливости, сколько естественный отбор.
При этом сами исследователи признают, что у некоторых людей могли сформироваться другие способы сбора информации. Так, жители Восточной Азии смотрят на лицо собеседника иначе, чем европейцы: их взгляд останавливается ещё ниже. Скорее всего, существует несколько удобных точек зрения, позволяющих получить максимум информации о чужом лице, однако прямой взгляд в глаза в их число, очевидно, не входит.