В 2003 году совершил свой
последний полет сверхзвуковой «Конкорд». Этот самолет преодолевал расстояние от
Лондона до Нью-Йорка меньше, чем за четыре часа. Максимальная скорость, которую
он развивал над Атлантикой, достигала 2170 км/ч. «Конкорды» изъяты из
транспортной авиации из-за своей очень высокой стоимости, сильного шума и слишком
большого потребления топлива. Есть ли шанс на возвращение этих легендарных
пассажирских самолетов?
Судя по всему, «Конкорд» уже никогда не возьмет на борт гражданских пассажиров.Угроза глобального потепления повлияла и на авиацию: сейчас приоритет отдается
не скорости, а сокращению выбросов углекислого газа. Усилия инженеров и
конструкторов направлены уже не на скоростные рекорды, а на создание более
эффективных двигателей, улучшение аэродинамики и комфортабельности кабины.
Сейчас компаниями-производителями
разрабатывается более сложная авиационная радиоэлектроника, ведутся работы над
облегчением материалов и создаются двигатели, мощность которых на 90%
больше, нежели у предшественников из 1940-х годов, а расход топлива на 70%
меньше. Кроме этого, был увеличен размер двигателей, благодаря чему возрос
пропускаемый объем воздуха на более низкой скорости – это снижает расход
топлива и уменьшает шум при полете.
В современном авиастроении
применяются новые материалы, среди которых керамические матричные композиты
и монокристаллические сплавы. Благодаря чему, двигатели могут работать при
более высокой температуре — даже выше 2200°C. Это очень хорошо сказывается на
эффективности работы самолета.
Пожалуй, одни из самых радикальных
инноваций затронули кабину пилотов и пассажирский салон. К примеру, инженеры
планируют полностью избавиться от окон в самолете — они будут заменены на цифровые
экраны, транслирующие пейзажи за окном или другие изображения, которые
пассажир (или член экипажа) сможет выбирать. То, что самолеты будущего будут
без окон, позволит сократить вес воздушного судна и улучшить его
аэродинамику.
Кроме того, сегодня производители
авиационной техники все чаще прибегают к беспроводной связи и интерактивным
дисплеям, это дает возможность экипажу и пассажирам контактировать через индивидуальные
устройства.
Впрочем, еще далеко не все
отказались от планов на покорение скорости звука. Некоторые компании,
среди них Spike Aerospace, Aerion
Corporation и Hypermach, работают
над созданием сверхзвуковых самолетов, нацеленных на рынок гражданской
авиации и коммерческих услуг. Но, пока ни один из них не поднялся
в небо. Одна из ключевых и, как кажется, на сегодняшний день непреодолимая
трудность сверхзвуковых перелетов – трение о воздух. Это настолько большая
сила, что она нагревает поверхность самолета до 1000°C, а ударные волны очень
сильно влияют на внешние материалы корпуса, подвергая самолет огромной
опасности.