Но человек в критической ситуации часто не просто переоценивает временный интервал, он обретает вдобавок феноменальную работоспособность. Складывается ощущение, что для него растягивается не субъективное ощущение времени, а само время. Вот отрывок из воспоминаний Героя Советского Союза, летчика-испытателя Марка Галлая: "При испытании самолета "Лавочкин-5” мотор пошел вразнос. В довершение всего откуда-то из-под капота выбило длинный язык пламени, хищно облизнувший фонарь кабины. Снизу, из-под ножных педалей, в кабину пополз едкий сизый дым.
Пожар в воздухе! Одно из худших происшествий, которые могут произойти на крохотном островке из Дерева и металла, болтающемся где-то между небом и землей и несущем в своих баках сотни литров бензина. ...Дрогнул, сдвинулся с места и пошел по какому-то странному двойному счету масштаб времени. Каждая секунда обрела способность неограниченно — сколько потребуется — расширяться: так много дел успевает сделать человек в подобных положениях. Кажется, ход времени почти остановился!”
И другие пилоты свидетельствуют, что в чрезвычайных ситуациях они успевали в минимальные сроки проделать гигантский объем рабочих операций, чтобы ликвидировать опасность. Так, может быть, люди, которым по роду занятий приходится часто рисковать жизнью, вырабатывают особый навык? Ничего подобного. Судя по всему, этот "навык” присущ многим из нас от рождения. Передо мной письмо человека, который никогда не был ни летчиком, ни каскадером, ни представителем любой другой опасной профессии.
"В 1977 году, когда я работал заведующим механической мастерской, со мной произошел удивительный случай. Нужно было снять с комбайна мотор. Мы подвалили к комбайну снег, а по ходу движения мотора, с правой стороны, положили швеллер, с левой стороны — доску-пятидесятку. Не успел я отойти из-под доски, как ребята перестали держать мотор, доска хрястнула, и агрегат весом около тонны полетел на меня.
Когда я его увидел, он был в полуметре. А потом все остановилось. Я стою внизу, двигатель потихоньку падает, а я от него сторонюсь. Вот проплывает мимо крышка клапанов, выхлопной коллектор идет впритирку с моей правой ногой, потихоньку входит в снег. Швеллер, который лежал на правой стороне, перелетел налево и сбил у меня с головы шапку, никакой боли не причинив. После я при ребятах "складывался” так же, но не успевал за те доли секунды, которые были мне отведены (следственный эксперимент.—Ю. Р.}. Очень мои габариты не вписывались в двигатель и швеллер. А тут ведь, помимо прочего, сообразил, какую единственную верную позу должен принять... Я только следил за тем, как двигатель потихоньку падает, сторонился от него.Гладышев Дмитрий Алексеевич. Тамбовская область. Старое Сабурово”.
Еще более странный случай произошел в Великую Отечественную войну с Федором Никитовичем Филатовым, проживающим ныне в городе Балашове (Саратовской области). В бою рядом с ним упал снаряд и... "Я четко видел (и никогда не забуду!),—пишет Филатов,—как таял снег вокруг раскаленной болванки, как по стальной поверхности зазмеились огненные трещины, как медленно начали отделяться и плавно подниматься осколки. Все это происходило бесшумно, словно в немом кино. А потом — все обрело привычный ритм. Яростно взметнулся столб взрыва, рявкнуло, будто доской ударило по ушам, и я потерял сознание”. Визуально зафиксированы процессы, принципиально не поддающиеся зрительному восприятию человека. Ведь инерционность глаза порядка десятой доли секунды. А осколки снаряда, разлетающиеся со скоростью в сотни метров в секунду, исчезают из поля видения находящегося рядом со взрывом наблюдателя за сотые доли секунды.
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ
Чтобы понять суть "фокусов со временем”, обратимся к примерам несколько другого рода поведения людей в стрессовых ситуациях.
...Во время пожара, спасая нажитой за всю жизнь скарб, сухонькая дряхлая старушка выволокла со второго этажа горящего дома громадный сундук с принадлежащим ей имуществом. Потом двое молодых пожарных с трудом сумели водворить его на прежнее место! Известен случай, когда в испытательном полете под педаль управления завалился и заклинил ее невесть откуда взявшийся болт. Возникла ситуация, угрожавшая гибелью опытной машине и пилоту. Пытаясь преодолеть заклинивание, летчик приложил усилие, срезавшее болт!
Ряд ученых (А. Гурвич, В. Казначеев и др.) считают, что организм способен накапливать энергию и в случае грозящей опасности в кратчайшее время высвобождать ее, развивая большую мощность, что, в свою очередь, позволяет ему справляться со значительными физическими нагрузками.
Но кто сказал, что свой НЗ организм может преобразовать только в механическую энергию? Почему бы не допустить, что высвободившийся импульс на короткое время меняет свойства пространства-времени (а как известно, материя может на него влиять; энергия же, в свою очередь, имеет материальную природу)?
Почему бы не пойти дальше и не предположить, что подобно тому, как большие массы вещества искривляют пространство, так и большие количества (определенного вида) энергии искривляют время? Существуют законы сохранения материи, энергии, момента количества движения системы... Вдруг есть, и закон сохранения количества времени системы? Тогда в некой области его можно замедлять, на периферии же, наоборот, ускорять. Нет нужды объяснять, что для организма, попавшего в экстремальную ситуацию, когда вопрос о жизни и смерти решают мгновения, крайне важно деформировать вокруг себя время.
Приведу еще одно свидетельство — Александра Никодимовича Басова, проживающего в Минске. "Это произошло летом 1975 года, когда я служил в Московском военном округе. Мне часто приходилось ездить старшим машины. В тот день мы с водителем возвращались в часть на грузовике ГАЗ-53. Шоссе узкое, пустынное. По краям дорожного полотна кюветы, а за ними насыпи. Скорость — около 80 км/ч. Объезжаем возвышенность, и вдруг прямо перед нами, посреди дороги, резко затормозил "Москвич”. Объехать его было невозможно, тормозить поздно. И 'вот тут случилось то, что запомнилось мне на всю жизнь. Полное спокойствие (я никогда в жизни не был так спокоен), очень ясная голова. И мысль: "Не мешай водителю. Все сейчас зависит только от него”.
И вот я спокойно сижу и наблюдаю, что происходит. Очень плавно, как в замедленном кино, капот машины стал поворачивать — в сторону кювета. Думаю, сейчас упадем. Все происходит страшно медленно. Но поворачиваю голову к водителю и удивляюсь — руки его быстро, стремительно вращают баранку! Меня поразил этот контраст. Опять смотрю на дорогу. Капот машины уже поворачивает в другую сторону. Вот сейчас ударим "Москвич” — мысль течет в нормальном времени. Но наша машина медленно проплывает в нескольких сантиметрах от легковушки и замирает, став поперек дороги. Сколько мы с водителем стояли неподвижно, я не знаю. То, что я описал, мне казалось, заняло 45— 60 секунд. Но я понимаю, что на самом деле это были считанные мгновения”. Свидетельство потрясающе интересно потому, что в нем описывается двумасштабность событий в момент опасности. Автор письма пишет, что все вокруг словно остановилось, замедлилось, но при этом его поразила скорость, с которой водитель вращал баранку.
Судя по всему, водитель находился в самом центре зоны искривления времени, где эффект замедления был максимален, автор письма — ближе к краю замедленной области, а еще дальше от центра, видимо, ускорение времени меняло знак.
Ну хорошо, по нашей гипотезе, организм может в экстремальной ситуации высвобождать резервные запасы энергии и с их помощью искривлять время в узкой области вокруг себя. Но что это может быть за энергия? Где она припасена? Физиологи выделяют три энергоносителя. Это, во-первых, жир, окисление которого идет весьма медленно, хотя за его счет и обеспечиваются основные энергетические потребности организма. Второй энергоноситель — гликоген, содержащийся в цитоплазме клеток. По мере необходимости и под воздействием гормонов он разлагается до третьего энергоносителя — глюкозы, которая разносится током крови по организму. Но даже глюкоза, которая из всех энергоносителей быстрее всего усваивается организмом, очевидно, не подходит на роль НЗ. Она недостаточно быстро высвобождает накопленную энергию. Нужен практически мгновенный "взрывной” процесс.
К сожалению, изрядных запасов взрывчатки в теле человека обнаружить не удалось. И, пожалуй, с попытками обнаружить резервный источник энергии в химической форме придется распроститься. Однако в ряде философских учений бытует представление о том, что, кроме смертной телесной оболочки организма, существует так называемое "астральное тело”, энергетическая оболочка, обволакивающая организм. Пока мы не имеем понятия о том, что собой представляет это астральное тело, но отвергать его существование, учитывая целый ряд проходивших в последнее время биоэнергетических экспериментов, у нас нет оснований.
Возможно, именно "астральное тело” является, так сказать, "энергией в чистом виде”, причем, несомненно, энергией, потребляемой организмом (что видно из пространственных вариаций формы и размеров ауры). Предполагаю, что именно эта энергия и расходуется организмом в экстренных случаях.
Приведенное нами рассуждение позволяет взглянуть на проблему поведения человека в экстремальных условиях с нетрадиционной точки зрения, а в будущем, надеюсь, поможет выработать методику экспериментов. Поскольку бесполезных знаний не бывает, то даже отрицательный результат позволит сделать очередной шаг в познании мира.
Искривление времени и пространства вокруг человека
Среди многих рассказов очевидцев, переживших стрессовые хроноаномалии, я искал те, что говорили о другой стороне замедления (ускорения) физического Времени - об искривлении Пространства вокруг людей. Действительно, если Пространство и Время есть субстанции взаимосвязанные, то при искривлении одного, непременно "достается" и другому.
Внешне это долно выглядеть как резкое (или не резкое - в зависимости от величины искривления), бросающееся в глаза несоответствие в размерах близрасположенных и удаленных объектов, размеры которых заранее были известны. Человек может увидеть окружающий мир "как бы через линзы рыбьего глаза", через увеличительное (реже - уменьшительное) стекло, как бы через внезапно появившуюся неизвестно откуда воздушную линзу. Не исключено, что наблюдатель станет очевидцем совершенно непредсказуемых "чудес", предсказать из которых мы можем лишь некоторые.
Нечто вроде описанного встречается в рассказах, но брошенные ими фразы можно считать лишь косвенными доказательствами: "...все помутилось перед глазами", "...я видел отдаленные предметы очень четко, словно в телескоп", "...предметы вокруг поплыли как жидкие"... Надо отдать должное, на подобные "мелочи" люди редко обращают внимание, когда речь идет о жизни и смерти.
Другое дело, когда удается после стресса уже в спокойной ситуации не спеша восстановить ход событий. Самый "удобный" повод усомниться в том, что "что-то было не так" - это рассказы в которых спасающиеся от смерти "со страху" проползают через самые узкие щели и дыры. Глупо в таких случаях подозревать жирных мужиков в скрытых способностях к гимнастике, особенно когда речь идет о дырах, размер которых меньше размера головы!
В 1977 году подобную историю я слышал от летчиков Северо-Кавказкого округа: пилот Ан-2 проводя регламентные работы внутри кабины внезапно почуствовал запах гари и в ужасе выскочил наружу через лючок, предназначенный для того, чтобы во время полета стрелять из ракетницы! Для тех, кто незнает - лючок по размерам позволяет просовывать лишь руку с пистолетом, конструкторы никак не предусматривали его для большего, ибо в нормальной и аварийной остановке пилоты покидали самолет через дверь в валоне - но там как раз и бушевал пожар...
В том-же самолете Ан-2, но уже северного исполнения, был сделан в кабине люк для аварийного покидания самолета. Размеры люка 113х105 см. Пилот в зимней форме с трудом, но протискивается в люк при соответствующем сгибании корпуса - но на большее люк и не расчитывался. Так вот, пилот Павел Александрович ГОРОБЧЕНКО в 1998 году вспомнил, как в районе Улунги Приморского края он по заданию геологов перевозил по воздуху лошадей. Когда подходил к концу последний, десятый рейс, одна из лошадей просунула голову в кабину и "хлопала губами возле уха". Причиной аварии, однако, явилось не это, а сбой в работе двигателя. Самолет пошел на вынужденную, с трудом сел на какую-то прогалину и скапотировал, едва не перевернувшись, когда шасси попало в яму. Так описывал дальнейшее П.Горобченко: "Не успели мы снять привязнве ремни, чтобы выбраться из самолета, как мимо нас пулей пролетела лошадь. Случилось, казалось, невозможное. Скажи мне кто-либо за минуту до этого, что сейчас из самолета через люк выпрыгнет лошадь, я посчитал бы такого человека за сумашедшего. Но лошадь тем не менее выпрыгнула. При этом она ничего не поломала в самолете." ["ЧиП" 1998, N 11/12, с.20]... В конце 1970-х годов в одной из ленинградских лабораторий перед подготовкой эксперимента слесарь поленился сразу закрутить на крышке котла все 12 болтов, а инженер, не зная, что крышка временно держится лишь на двух болтах, поднял давление до максимума. Как позже рассказывал очевидец происшествия Амбарцум Арутюнович МХИТАРЯН, "внезапно раздался оглушительный взрыв, все произошло мгновенно для всех, кроме инженера. Перед взрывом он стоял в одном месте, а после взрыва его не оказалось на этой площадке. Оказалось, он перескочил высокую стенку и спрятался от летящей крышки под станиту большого агрегата. Потом его долго пытались вытащить оттуда. Бесполезно, щель была гораздо меньше ширины его головы и груди! Пришлось разбирать агрегат". [А.Мхитарян рассказал мне эту историю в феврале 1999 г.]...
В 1980-х годах нечто подобное я слышал от водителя-пограничника, который был немало удивлен, когда из перевернувшегося на горной дороге "УАЗика" сопровождавший груз совсем не худой прапорщик вылез, почти выскочил, через боковую створку ветрового стекла (ширина около 15 см)!..
Тогда-же на границе на участке заставы, соседней с нашей, удалось задержать весьма матерого нарушителя границы, который готовился к уходу за границу целых 1,5 года. У себя в московской квартире он устроил нечто вроде макета стандартной советской системы сигнализации, прикрывающей границу. Если не вдаваться в излишние секретные подробности, то сама система состоит из множества нитей колючки, по которым пропускаются импульсы тока, и в случае замыкания проводов или обрезания любого из них сигнал о сработке немедленно идет на заставу. Нарушитель границы решил проскочить колючку насквозь в прыжке "ласточкой". Но как?! Расстояние между проводами - не более 15 см, а с учетом шипов на колючке - около 10 см. Причем, на одном Т-образном заборе таких слоев два - с обоих сторон столбов, значит, реально можно говорить о еще меньшем безопасном зазоре. Воробей пролетит, но ворона уже замкнет провода... Но этот гражданин не зря столько времени постигал учение йоги, в конце концов он научился вводить себя в измененное состояние и в прыжке пролетать меж двух тесно прижатых друг к другу пар колючей проволоки. Приехал в пограничную зону, подошел к колючке, разделся до голого торса (!), разбежался и преодолел систему с первой попытки - сигнализационная система "даже не мяукнула"!.. Впрочем, этого супергероя все равно задержали пограничники, а как - об этом я уже умолчу...
Кстати говоря, если человек мог бы вводить себя в состояние ускоренного внутреннего Времени, то автоматически он смог бы научиться проходить в самые узкие щели. Как рассказывают о своих способностях асы восточных единоборств, после соответствующей подготовки они могут проскальзывать меж двух острых мечей, находящихся примерно на том-же расстоянии друг от друга...
Конечно, все или почти вышеописанное имело место быть. Человек в безудержном стремлении жить способен на чудеса. Это так. Но многие скептики в ответ возразят мне, что именно в подобных сверхстрессовых ситуациях у многих людей бывает как раз ступор, полная потеря активности, пассивное ожидание смерти. Факт этот бесспорен и достоин порицания (хотя, как вы поняли, и ступор, т.е. обездвиженность, также есть подобие реакции организма ОССС, которое изменяет скорость собственного Времени в ожидании развязки и финального смертельного удара - в этом случае есть хоть какая-то надежда выжить). Но все равно полная и неконтролируемая пассивность достойна порицания хотя бы потому, что причиной имеет желание спастись только лично, в то время как от человека чаще всего требуются активные действия по спасению себя и других.
Легенда гласит, что, помимо десяти заповедей Моисея (каждая из которых представляют собой либо тысячелетнюю человеческую мудрость, либо подсказку Свыше: "Не убий!"; "Не укради!"; "Не прелюбодействуй!"...), существовала когда-то и одиннадцатая - "Не бойся!". Данный совет, однако, не прижился во времена, когда невежественных людей поверить в Бога мог заставить только страх (перед карами небесными). Теперь Человечество привыкло до всего доходить своим умом, физики ищут доказательства существования Космического Разума, а философы обосновывают священные заповеди. Что касается совета не бояться, то и здесь присутствует разумное зерно. Если скрупулезно выискивать причины всех наших несчастий, то можно сделать вывод: в большинстве случаев ЧЕЛОВЕК БОЛЕЕТ ИЗ-ЗА ЛЕНИ И НЕВЕЖЕСТВА, А УМИРАЕТ ИЗ-ЗА СТРАХА И ПОКОРНОСТИ СУДЬБЕ! То есть не парализующий волю страх во всех вышеперечисленных случаях включал "механизм" ускорения внутреннего Времени и спасал людей, а именно противодействие страху и стремление выйти живым из стрессовой ситуации (если хотите, называйте это "желанием жить"). СТРЕСС "ПРЕССУЕТ" ВРЕМЯ, все остальное же зависит от действий человека!
Можно ли проверить все это, ведь для чистоты эксперимента испытуемому необходимо выполнить два условия: "очень хотеть жить" и "искренне испугаться"? В Академии авиационной и космической медицины, куда пришлось обратиться для проверки данной гипотезы, выход из положения нашли быстро сильнейший стресс даже тренированные испытатели получают при движении на центрифугах с большими ускорениями (до 9 G!). И что же? К сожалению, в опытах не удалось полностью добиться эффекта неожиданности хотя бы потому, что испытуемые заранее давали подписку о том, что "предупреждены о ходе и последствиях эксперимента". Иными словами, теперь уже задним числом можно сказать, что в таких опытах можно было изучить ОССС, ПССС, но никак не самый желанный объект нашего любопытства - не ожидаемые испытуемым случаи ССС. Тем не менее, многие описанные выше явления проявили себя. Косвенно подтвердились не только явления замедления внешнего времени, увеличения "силы", "шоковое ускорение внешнего времени", но и другие, не менее фантастичные предположения! Например, о том, что "перед лицом смерти" человек видит свое тело СО СТОРОНЫ и вспоминает, помимо воли, все страницы своей жизни...
Впрочем, не будем забегать вперед. Все вышеперечисленное нужно рассматривать как гипотезу, объясняющую многие загадки. Гипотезу, которая все еще ждет подтверждения...
Возможно, наши далекие предки были знакомы с подобным явлением, во всяком случае, и в наше время сибирские шаманы и йоги могут (по их словам) "тормозить время" и выходить из своего тела. Управлять собственным временем могут асы восточных единоборств (на кинопленке зафиксированы их мгновенные рывки в сторону; некоторые каратисты уклоняются даже от пули). Не отстают от восточных учителей и те, кто владеет секретами старых русских единоборств.
Заставляют часы значительно опаздывать и некоторые вполне современные экстрасенсы (У.Гиллер, А.Горелый, В.Левина...). Проведенные эксперименты это подтвердили, зафиксированные изменения составили до 0,001 сек... Если верить словам экстрасенсов, подобным искусством владеет минимум половина из них (по данным МВД, экстрасенсов в России около трехсот тысяч). Однако, когда эту способность мы пробовали проверить с помощью физических обыкновенных (а не экстрасенсорных) приборов, как правило, следовал нулевой или близкий к погрешности результат. Что это: обычное для многих экстрасенсов завышенное самомнение или неправильная постановка эксперимента (те, кто проводит опыты с людьми, знают, что такое "эффект присутствия")? А может, мы вновь сталкиваемся с чем-то таким, чему не найдено пока объяснения? Некоторые испытуемые не моргнув глазом заявляли, что изменяют "свое собственное время", которое никак не равно "нашему общему". Не будем никак это утверждение комментировать: для того чтобы профессионально разобраться и с этим вопросом, нам нужно еще больше узнать о природе Времени...
Впрочем, напомню еще раз - этой способностью обладают все люди (или почти все). Если это не так, не было бы у нас так много героев и тех, кто "просто" выжил и не погиб в смертельных схватках с секундами... Изучение этого эффекта продолжается, и не исключено, что через энное количество лет летательные аппараты и автомобили начнут компелектоваться специальной аппаратурой, включающей в критический момент аварии не набувные подушки, а нечто более нужное, дремлющее до поры в самом человеке...
Поговорка гласит, что "человек - хозяин своего времени". Древняя мудрость и здесь оказалась права, с учетом полученных данных ее можно лишь слегка уточнить: "Человек - хозяин Времени". Хотя пока неясно, кто кому больше подчиняется: Время - Человеку или Человек - Времени, поэтому правильней было бы сказать еще проще: "Время - друг Человека!" Тот самый друг, который спасает в самых безвыходных ситуациях!
Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.