- Айзелуортскую художник написал в 1503 году, а парижскую - в 1519 году, - заявляет историк искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари.
"Джоконда" из Лувра.Фото: «Фонда Моны Лизы».
Другие предъявляют копию шедевра, которую создал Рафаэль - современник Леонардо. На ней - копии - тоже есть две колонны. Выходит, срисовывал с подлинника 1503 года? Некоторые исследователи вспомнили, что Леонардо иногда создавал две картины на один сюжет, так, например, есть два варианта его «Мадонны в скалах».
А эта "Мона Лиза" - в молодости. Фото: «Фонда Моны Лизы».
Вот только прошлое картины - «двойника» темно. Французскую Мону мы знаем уже почти пятьсот лет. После смерти Леонардо она стала собственностью французских королей, а после Великой французской революции - Лувра. А «самозванка» известна историкам искусства лишь сто лет. В 1914 году картину купил английский художник Хью Блейкер, который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого она и получила свое название. В 1964 году полотно было приобретено американским коллекционером Генри Пулитцером. Он-то впервые и выдвинул версию, что его «Джоконда» подлинная. После смерти Пулитцера картина еще долго ходила по рукам, пока не осела на несколько десятилетий в банковском сейфе. Зачем было прятать шедевр?
Скептики нашли еще один существенный изъян. «Айзелуортская Мона Лиза» написана на холсте, а «Джоконда», как, впрочем, и большинство картин Леонардо, - на досках. Пока критики склоняются к мысли, что это копия неизвестного художника, который решил Мону омолодить.
«Фонд Моны Лизы» пообещал обнародовать свои доказательства подлинности картины 27 сентября.
Светлана Кузина
Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.