В 2012 году исследователи начали изучать портрет Моны Лизы, выставлявшийся в мадридском музее – картину, удивительно похожую на оригинал, выставленный в Лувре. На ней изображена та же женщина на том же фоне. Сравнив две картины, исследователи сделали вывод, что вторая из них была также работой да Винчи или одного из его протеже.
Вторая картина не просто копирует оригинал, но также включает определенные корректировки на нижних слоях, свидетельствующие, что да Винчи и «имитатор» должны были работать над холстами синхронно. Инфракрасный и рентгеновский анализ картин, позволяющий исследовать нижние слои краски, обнаружили, что оба полотна создавались одновременно в одной студии.
После сравнения обеих картин, исследователи нашли ещё одну неожиданную деталь: картины нарисованы с немного разной перспективой так, что будучи расположены рядом, создают эффект стереоскопического 3D-изображения.
Несмотря на всю сложность доказательства этих предположений, исследователи также отмечают, что да Винчи был известен своим интересом к 3D. Известно, что у Леонардо была пара очков с цветными стеклами, которые он, вероятно, использовал для достижения эффекта стереоскопического зрения.