» » Физики начали последний сеанс экспериментов на коллайдере перед 20-месячным перерывом

Опубликовано: 11-01-2013, 22:16

Физики начали сеанс столкновений протонов и ионов свинца на Большом адронном коллайдере – последнюю серию экспериментов перед 20-месячной остановкой ускорителя для модернизации и подготовки к работе на более высокой энергии.

Согласно информации на онлайновом мониторе состояния коллайдера, ученые начали инжекцию тестовых пучков ионов свинца и протонов.

Большой адронный коллайдер, в котором сталкиваются разогнанные почти до скорости света пучки частиц, приспособлен для работы с пучками протонов или ядер свинца. Эксперимент с «асимметричными столкновениями» позволит ученым лучше понять физику ионных столкновений, интересных с точки зрения получения кварк-глюонной плазмы – первородного вещества Вселенной.

Исследователи используют протоны в качестве своего рода зондов для «прощупывания» ионов, чтобы лучше понять их внутреннее устройство и результаты, полученные при ион-ионных столкновениях.

Первый такой эксперимент был проведен еще в сентябре 2012 года. Он продолжался несколько часов, но дал существенные научные результаты. Теперь коллайдер будет работать в протон-ядерном режиме до середины февраля. Затем Большой адронный коллайдер будет остановлен на 20-месячный апгрейд.

После перерыва ученые рассчитывают увеличить суммарную энергию столкновений протонов с нынешних 8 тераэлектронвольт до 14 тераэлектронвольт. Повышение энергии столкновений позволит ученым чаще получать редкие события – например, видеть рождения бозона Хиггса, а также даст больше возможностей для поисков «новой физики» – за пределами Стандартной модели.

Большой адронный коллайдер, созданный учеными из многих стран на площадке Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) в пригороде Женевы – самый большой в истории ускоритель элементарных частиц. Он предназначен для получения принципиально новых данных о природе материи и фундаментальных физических законах.

Стоимость его постройки превысила 6 миллиардов евро. Его запуск в 2008 году вызвал волну страхов в прессе – согласно одной из экзотических теорий, при столкновении протонов в коллайдере может возникнуть черная дыра, которая поглотит Землю.

Коллайдер проработал около трех лет, постоянно наращивая энергию, но следов рождения черных дыр физикам обнаружить не удалось. В 2012 году БАК выполнил свою главную задачу – физикам удалось обнаружить следы новой частицы, которая по всем параметрам очень близка к теоретически предсказанному бозону Хиггса. Эта частица является последним недостающим элементом Стандартной модели и отвечает за массы всех других элементарных частиц, собщает РИА Новости.