Знаете ли вы, что:
1. Людей, которые регулярно занимались мытьем, очисткой, посолом и укупоркой впрок коровьего масла, называли «маслосолами».
2. Отличный старинный американский способ для сбережения масла от порчи заключался в обращении в мелкий порошок и смешивании вместе таких ингредиентов: одной части сахара, одной двадцатой части селитры и две части обыкновенной соли. Шестьдесят граммов этой смеси прибавляют к килограмму масла тотчас после того, как оно будет отделено от сыворотки.
3. Отлично сохраняется масло, завернутое в ткань, которая смочена смесью воды и винного уксуса.
4. Масло лучше сохраняется, если его обернуть капустным листом.
5. При сбивании масла из сливок или сметаны образуется мутная кисловатая жидкость. Ее называли по-разному — «избоина», «маслянка», «сколотина», «масляная сыворотка». Но чаще всего употребляли слово «пахта», «пахтанье». «Пахтать» зачастую и означало сбивать масло.
6. «Пахталкой» называли ручную маслобойню, которая представляла собой высокую узкую кадушку с крышкой. В этот сосуд опускали пахтальную мутовку — палочка с дырчатым кружком или крестом, которая и сбивала масло.
7. Использовалась пахта для приготовления самых различных блюд и кушаний. Пахту издавна добавляли в каши, ею заправляли похлебки, на «избоине» также месили тесто.
8. «Ремчуком» на Дону называли кушанье, полученное из пахты и воды, в которой промывали масло. Эту смесь ставили в горячую печь, чтоб она немного покипела. После этого её выливали в мешочек из холста и ждали, пока стечет сыворотка.
9. Летом на Украине готовили обрядовые ватрушки — «мандрыки». Сколотина, которая оставалась после сбивания масла, собиралась и оттапливалась в печи. Затем её высыпали в ворочок и улаживали под гнет.
10. В Туркмении «айраном» называется пахта, смешанная е водой. «Кара сузме» — вещество, полученное в результате отцеживания пахты. Туркмены в некоторых видах теста используют также отходы топления масла, которые у них называются «дурдой».
11. В Армении для длительного хранения пахту сгущают и высушивают. Такая сухая пахта называется «чортан».
12. Монголы из пахты готовят «хурунгу». В скисшую пахту кладется закваска — ржаные зерна сыпят в мешочек, который оставляют в пахте на неделю. Пахту прикрывают крышкой с дырочками и время от времени помешивают. После брожения блюдо употребляют в пищу.
13. Сливочное маслице — всегда и всеми желанная, вкусная и аппетитная заправка почти к любому блюду. Каша да картофель сдобренные маслом, становятся особенно привлекательным и вкусным кушаньем, которое так и просится в роток.
14. Если же человека собираются «подмаслить», значит, рассчитывают его сделать более мягким, податливым, отзывчивым на просьбу.
15. Хотя масло появилось и позднее сыра, однако история его приготовления уходит глубоко корнями в самую древность. Масло умели сбивать еще шумеры. Употребляли масло вначале в лечебных целях, и только позже оно стало продуктом питания.
16. В старину масло выделывали слепые рабы — считалось, что тот, кто заглядывал в сосуд с маслом, накликал порчу на дом владельца животного, от которого получали масло. Впрочем, человек, заглядывавший в чужие горшки с любым содержимым, во все времена не пользовался уважением среди своих соплеменников.
17. Качество и вкус масла зависят, прежде всего, от того, где и как паслась корова, какой корм, и в каком количестве перерабатывал его желудок. «Для масла эта корова еще не напасла», — утверждали знатоки-маслоделы, когда иные хозяева торопились сбить масло пораньше и быстрее.
18. В мае в день Симона Зилота, которого в народе называли Золотом, коров старались кормить желтыми травами, чтоб получить масло с золотистым отливом.
19. Сбивание масла в макитре славянские хозяйки обычно сопровождали словами: «Будет соломы воз, а сахару вкус. Будет масло, как стекло, как хрусталь».
20. Утверждают, что вкус и цвет сливочного масла улучшаются, если его тщательно растереть с зеленью петрушки, укропом, сыром, фисташками, желтками.