UfoLeaks » Новости » В Дубне собираются запустить аналог Большого адронного коллайдера, из-за которого ученых обвиняли в попытке уничтожить человечество.
В Дубне собираются запустить аналог Большого адронного коллайдера, из-за которого ученых обвиняли в попытке уничтожить человечество.
И вот новость: адронный коллайдер строят в Подмосковье! Корреспонденты «КП» отправились в Дубну, где на территории Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) начали возводить гигантскую экспериментальную установку.
ГОНКА СУПЕРДЕРЖАВ
Площадка, на которой будут сооружать 500-метровое кольцо коллайдера, расположена в 120 километрах к северу от Москвы на берегу реки Волги. Вице-директор ОИЯИ Григорий Трубников, которому я без утайки выложил всю правду о черных дырах и грядущем конце света, уважительно кивал головой.
- Нелепица, конечно, полная, — подытожил он. — Но с точки зрения пиара это гениальный ход ЦЕРНа. Они такой интерес вокруг коллайдера раздули — просто фантастика! Такая реклама позволила им раскрутиться. Нам остается стремиться, чтобы у нашего проекта был такой же правильный пиар. Для науки это важно…
В свое время недостаток пиара вокруг коллайдера дорого обошелся ученым. Тот самый нобелевский бозон Хиггса должны были открыть еще 20 лет назад либо мы, либо американцы. Тогда после битвы за первенство в космосе, где нам удалось умыть янки, «частица Бога» стала предметом новой гонки двух супердержав.
В 1983 году одновременно — американцы в Техасе, а мы в подмосковном Протвине — начали возводить коллайдеры. Длина орбиты нашего — 21 километр, это почти как Кольцевая линия московского метро. СССР выделял на строительство больше миллиона советских рублей в день! Оба проекта вышли на финишную стадию, но когда СССР развалился, проект умер. Президент США Клинтон тут же закрыл свой дорогостоящий ответ. Теперь в США считают это решение Клинтона роковой ошибкой: реализация проекта эпохи дала бы им основу для долгосрочной гегемонии не только в науке.
КОМУ НОБЕЛЯ?
Возникает вопрос: если уже существует коллайдер в ЦЕРНе, то почему бы не проводить эксперименты на нем? Зачем в России строить его младшего брата (в Дубне и кольцо меньше, и энергии в тысячу раз ниже) и тратить миллиарды рублей?
- Это разные направления физики, — говорит Григорий Трубников. — Сейчас в мире есть 6 — 7 суперприоритетных задач. Бозон Хиггса уже открыт. Но нас интересует другая область: фазовые переходы в ядерной материи, которые происходили на раннем этапе зарождения Вселенной, примерно через одну микросекунду после Большого взрыва.
Чтобы смоделировать эту ситуацию, мощная установка не нужна. Приведу пример: вас интересует, как вода переходит из одного агрегатного состояния (жидкость) в пар. Можно нагреть воду до 1000 градусов, она моментально испарится, но вы ничего не увидите. А мы, условно говоря, нагреваем ядерный «чайник» до 100 градусов и видим, как образуются пузырьки, вода закипает и получается пар… То есть наблюдается фазовый переход и смешанная фаза вещества.
Кроме нас, в этой области работают еще три центра: в Германии, Швейцарии и США. Все понимают, что наблюдение фазового перехода в ядерной материи — это однозначно Нобелевская премия. Но получит ее только тот из четырех центров, который придет первым.
- Кто сейчас ближе всех приблизился к финишной ленточке? — спрашиваю я уже у директора Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ профессора Владимира Кекелидзе.
- Во-первых, я сильно сомневаюсь, что Нобелевскую премию получит кто-то один, — отвечает Владимир Дмитриевич. — Любое открытие, сделанное в одном научном центре, мировое сообщество может и не принять. За результаты можно выдать систематические ошибки, непонятые эффекты и т. д. Нужен независимый подход с другой стороны, повторяющий это явление. Я думаю, что, если будет Нобелевская премия, мы ее с кем-то разделим. Кто бы ни был первооткрывателем.
ЧТО ИЩУТ УЧЕНЫЕ
Стоимость швейцарского коллайдера — 7 миллиардов евро. Бюджет нашего в Дубне оценивают в 17 миллиардов рублей (около 0,5 млрд. евро). Ради чего тратятся такие деньги?
- На эту тему хорошо высказался экс-президент Франции Саркози, — говорит Владимир Кекелидзе. — Он напомнил известную историю: «Фарадей открыл электричество не путем инновации свечи». Можно сколько угодно модернизировать свечку, но новый виток прогресса дает только новое знание. Какие возможности даст нам понимание фазового перехода ядерной материи? Мы знаем, что дала человечеству ядерная энергия. Но ядерные силы — это лишь остаточные явления тех сил, которые связывают кварки между собой. Если мы сможем управлять теми беспредельными силами, которые там таятся, это даст людям фантастические возможности!
Какие революционные технологии имеют в виду ученые? Самые смелые надежды связаны с разрешением глобальной проблемы человечества — дефицита энергии. По данным Всемирного энергетического совета, запасов нефти человечеству хватит только на 56 лет. Возможно, что эксперименты на российском коллайдере приблизят нас к получению технологии новой безопасной ядерной энергетики. А это, чем черт не шутит, сделает возможными путешествия на другие планеты и галактики…
Сплошное кино
Дэну Брауну поставили двойку по физике
По ходу сюжета фильма «Ангелы и демоны», снятого по роману Дэна Брауна, злодей похищает антивещество, которое получили на коллайдере, чтобы взорвать супербомбу. ЦЕРН на своем сайте вынужден был успокоить мировое сообщество: описанная ситуация не может случиться в реальности. Создать бомбу из антивещества сегодня невозможно. Необходимы миллиарды лет, чтобы на существующих ускорителях получить всего один грамм антивещества. При этом его получение обошлось бы в $1000 триллионов. Годового бюджета США хватило бы на создание нескольких микрограммов.
КСТАТИ
Где начинаются полеты на Марс
Космос насквозь пронизывает жесткое излучение заряженных частиц, от которого не спасает ни скафандр, ни обшивка космического корабля. Медики рассчитали, что при существующих средствах защиты космонавт, полетевший на Марс, через два года имеет риск получить фатальные повреждения головного мозга, органов слуха и зрения. Поскольку от бомбардировки заряженными частицами страдают в первую очередь сетчатка глаз, центры генерации нейронов головного мозга. В рамках программы медицинского обеспечения полета человека на Марс в Дубне проводятся опыты на животных, где моделируются условия межпланетного путешествия. За один импульс ускоритель может «выплюнуть» столько частиц, сколько космонавт поймает в космосе за два года. Медики изучают, что происходит с подопытными животными, и ищут средства защиты.
Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.