Система базирования должна быть удобной и безопасной в навигационно-гидрографическом отношении, располагать необходимым резервом материальных средств. Ее костяк составляют основные пункты базирования (ОПБ) кораблей и судов, аэродромы морской авиации (МА). Инфраструктура включает также места постоянной дислокации береговых войск и других сил, сеть командных пунктов, узлов связи и наблюдения, ремонтных предприятий, складов оружия и материальных запасов.
В ОПБ размещаются органы управления соединений (дивизий, бригад) и частей (отдельных дивизионов, групп), оборудуются пункты управления со средствами связи. Типовой ОПБ включает целый ряд комплексов сооружений, в том числе причальный фронт, склады оружия и горюче-смазочных материалов, гаражно-складскую группу, передающий радиоцентр, казарменный и жилой городки, резервную дизельную электростанцию, инженерные сети, площадки для складирования и уничтожения бытового мусора. Кроме ОПБ на флотах заблаговременно, в угрожаемый период и в ходе военных действий оборудуют пункты рассредоточенного базирования, а именно – пункты маневренного базирования, снабжения, рассредоточенного судоремонта и места стоянки.
Для соединений и частей МА создается сеть основных, запасных и ложных аэродромов. По характеру инженерного оборудования они могут быть постоянными и полевыми. Постоянные возводятся заблаговременно, имеют капитальные сооружения и в основном стационарное оборудование. Полевые аэродромы строятся как в мирное, так и в военное время. Они оборудуются минимально необходимым количеством временных сооружений и подвижных средств.
Типовой аэродром рассчитан на базирование одного авиаполка трехэскадрильного состава. На аэродромный узел (два-три основных, один-два запасных и столько же ложных аэродромов) дислоцируется эквивалент авиационной дивизии в составе трех полков.
Оптимальная география
На современном этапе базирование ВМФ России осуществляется в рамках единой системы. При этом силы распределены между 23 ОПБ: Североморск, Полярный, Гаджиево, Видяево, Заозерск, Северодвинск (Северный флот), Владивосток, Фокино, Советская Гавань, Корсаков, Вилючинск, Петропавловск-Камчатский (Тихоокеанский флот), Балтийск, Ломоносов, Кронштадт, Приозерск (Балтийский флот), Севастополь, Феодосия, Новороссийск, Темрюк (Черноморский флот), Астрахань, Махачкала, Каспийск (Каспийская флотилия). Большинство ОПБ не отвечают сегодняшним требованиям берегового обеспечения кораблей и судов, в наиболее сложном положении – ТОФ и Каспийская флотилия. Несмотря на то, что в постсоветский период количественный состав флота уменьшился более чем в 2,5 раза, обеспечение кораблей и судов сил постоянной готовности по-прежнему представляет серьезную проблему. При этом современный подход к развитию ВМФ основан на принципе разумной достаточности и ориентирован на повышение эффективности его использования при ограниченных затратах на содержание.
Последние причалы для кораблей и судов ВМФ в нашей стране были построены в 70-е годы прошлого века. Срок службы этих гидротехнических сооружений, как правило, не превышает 50 лет. Поэтому к 2020 году все причалы выслужат назначенные календарные сроки эксплуатации, потребуется либо их капитальный ремонт, либо новое строительство. Что касается сооружений ранней постройки, вопрос об их ремонте и модернизации актуален уже сегодня. Ситуация осложняется тем, что вводимые в настоящее время в боевой состав ВМФ корабли и суда четвертого поколения требуют принципиально иной системы базирования. В частности, при их нахождении в ОПБ не предполагается использование бортовых систем и агрегатов для обеспечения различными энергосредами. Подача электроэнергии, пресной и котельной воды, пара, воздуха высокого давления должна осуществляться с берега.
В связи с физическим и моральным устареванием объектов береговой инфраструктуры, при ускоренном выводе из боевого состава ВМФ кораблей и судов, выслуживших назначенные сроки эксплуатации или требующих неоправданно высоких затрат, и ограниченном поступлении новостроев стали объективно неизбежны консолидация и оптимизация элементов системы базирования ВМФ. Эта установка в настоящее время реализуется. Закрыты ОПБ в Гремихе, Гранитном, Лиинахамари (Севфлот), Магадане, Бечевинке, Кратерном, Павловске (ТОФ) и аэродромы МА Балтийская коса, Нивенское, Донское (на Балтике), Сафоново (на Севере), Хороль, Пристань, Постовая (на Дальнем Востоке). В результате на флотах сложилась в целом сходная конфигурация системы базирования: выдвинутые вперед и таким образом максимально приближенные к районам предназначения флотилий, эскадр, дивизий главные базы, включающие по несколько ОПБ, и отнесенные вглубь резервные – в составе одного-двух ОПБ, а также судоремонтных заводов и испытательных полигонов. Не исключено, что в обозримом будущем процесс оптимизации продолжится, в первую очередь за счет ОПБ, находящихся в удаленных районах с недостаточно развитой инфраструктурой и имеющих, как правило, статус закрытых административно-территориальных образований. В частности, под вопросом судьба Видяево и Фокино на Северном и Тихоокеанском флотах соответственно. Кроме того, может быть закрыт и ОПБ Кронштадт, если осуществятся планы переноса из Петербурга на остров Котлин части мощностей Объединенной судостроительной корпорации.
Претерпела изменения и сеть аэродромов МА. Помимо вышеперечисленных, закрытых в связи с общим сокращением группировки, аэродром Веретье в Псковской области передан в ведение армейской авиации Сухопутных войск. При этом Центр боевой подготовки и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС) МА был организован на новом месте, в Ейске. Базировавшиеся на аэродромах Оленья и Каменный Ручей полки дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 Северного и Тихоокеанского флотов, будучи формально переподчинены в 2011 году ДА ВВС, фактически продолжают действовать в интересах ВМФ. Они наряду с атомными подводными ракетными крейсерами являются основным средством борьбы с авианосными соединениями в дальней морской зоне. Более того, предполагается, что ДА будет действовать на море комплексно и сразу всеми типами самолетов: Ту-22М3 уничтожают надводные корабли, а стратегические ракетоносцы Ту-95 и Ту-160 – объекты береговой инфраструктуры.
В два этапа реорганизована система материально-технического обеспечения (МТО) флотов. На начальном – с 1 декабря 2011 года входящие в нее объекты были объединены в рамках флотских баз комплексного обеспечения сил в пунктах базирования (КБО) и комплексных баз материально-технического обеспечения (КБМТО). На втором этапе – с 1 сентября 2012 года элементы обеих подсистем были консолидированы во флотских центрах МТО (ЦМТО). Последние включают районы базирования сил флота с отделениями морской инженерной службы, береговыми базами соединений и частей, комендатурами охраны и обслуживания, отрядами специального назначения по противодиверсионной борьбе, отдельные морские инженерные и автомобильные батальоны, технические базы вооружения – ракетные и минно-торпедные, базы артиллерийского вооружения и боеприпасов, объединенные центры обеспечения средствами связи и радиотехническим вооружением, отряды судов обеспечения и аварийно-спасательные отряды, судоремонтные комплексы, учебные центры с учебно-тренировочными комплексами по борьбе с водой и пожаром, службы радиационной безопасности, отделы комплексного хранения в службах горючего, продовольственной и вещевой. Характерной чертой этого процесса стала последовательная трансформация многочисленных отдельных войсковых частей в филиалы укрупненных организационных единиц, коими были до недавнего времени флотские КБО и КБМТО и остаются ЦМТО флотов, с концентрацией финансовых ресурсов и права распоряжения ими в руках ограниченного круга должностных лиц в интересах укрепления бюджетной дисциплины.
Передовая причального фронта
Командование ВМФ России считает, что перспективная система базирования надводных кораблей и подводных лодок должна отвечать следующим принципам: благоприятные военно-географические и природно-физические условия, возможность оперативного развертывания в районы боевого применения, близость к мобилизационным ресурсам, урбанизированным районам и транспортным узлам, минимизация финансово-экономических затрат, развитость инфраструктуры материально-технического обеспечения, наличие судостроительных и ремонтных мощностей, обязательность комфортных социальных условий для проживания военнослужащих и членов их семей, защищенность от природных и техногенных угроз.
В период 2013–2020 годов основные усилия государства будут направлены на поддержание и восстановление технического состояния причального фронта и береговой обеспечивающей инфраструктуры всех четырех флотов и Каспийской флотилии. Задача – в процессе дальнейшей оптимизации создать качественно новые условия для базирования подводных лодок и надводных кораблей существующих и перспективных проектов. Предусматриваются модернизация существующих ОПБ и оснащение их береговыми комплексами автоматизированного (роботизированного) обеспечения энергосредами, пополнения оружия, запасов и материальных средств.
Такие задачи решаются, в частности, на территории Мурманской области (Североморск, Гаджиево, Заозерск – Севфлот), Камчатского и Приморского краев (Вилючинск, Владивосток – ТОФ), Краснодарского края (Новороссийск, Темрюк – ЧМФ). Здесь идут сооружение и обустройство причальных фронтов, пирсовых зон, объектов технического обеспечения. Обновление систем базирования ведется в Балтийске Калининградской области и Махачкале.
На Северном и Тихоокеанском флотах указанные проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы призваны обеспечить, начиная с конца 2014 года, базирование ракетных атомных подводных крейсеров проекта 955 «Борей», вооруженных баллистическими ракетами с подводным стартом 3М-30 «Булава», и несение ими боевого дежурства. Речь идет о дооборудовании площадок причального фронта в ОПБ Гаджиево (губа Ягельная) и Рыбачий (бухта Крашенинникова), включая реконструкцию существующих, а также установку и укрепление новых плавучих тяжелых железобетонных причалов, рейдового оборудования и наземных объектов снабжения энергосредами. В число задач также входит дооборудование зон хранения, пунктов погрузки и выдачи ракетного и минно-противолодочного вооружения в Североморске (губа Окольная), Гаджиево, Рыбачьем (мыс Казак), строительство объектов социального, культурного и бытового назначения.
Первый этап работ в Гаджиево и Североморске завершается в июне 2014 года. Созданная береговая инфраструктура позволяет обеспечивать АПЛ всеми необходимыми энергосредами. Окончание первого этапа работ в Рыбачьем (Вилючинске) ожидается в 2015-м. Завершение строительства всей системы базирования ПЛАРБ проекта 955 «Борей» на обоих флотах запланировано на 2016–2017 годы. Параллельно ведутся работы по дооборудованию объектов площадки причального фронта и пунктов погрузки оружия под обеспечение атомных подводных крейсеров проекта 855 «Ясень».
На Тихоокеанском флоте в 2012 году осуществлены капитальный ремонт и реконструкция причальной зоны и инфраструктуры береговой базы 36-й дивизии надводных кораблей в бухте Золотой Рог (ОПБ Владивосток). Ранее соединение базировалась в бухте Абрек (ОПБ Фокино). Обновленные пять причалов позволяют обеспечить стоянку до 10 боевых надводных кораблей основных классов, включая гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Одновременно закончено проектирование и начато строительство гидротехнических сооружений и объектов береговой инженерной инфраструктуры, призванных обеспечить базирование в бухте Улисс (ОПБ Владивосток) десантных вертолетоносцев типа «Владивосток» и кораблей новых проектов, которые пополнят надводные силы флота в будущем. Здесь предусматриваются строительство и реконструкция причального фронта общей протяженностью более 2700 метров, в том числе 1600 метров стационарного пирса и более 1100 метров плавпирсов. Планируется полностью заменить системы водоснабжения и энергообеспечения, оптоволоконные линии связи. Будут воздвигнуты административные и хозяйственные здания, реконструированы железнодорожные и автомобильные подъездные пути, кардинально изменится пункт погрузки оружия. Окончание первого этапа строительства запланировано на сентябрь 2015-го, завершение второго этапа и строительства всей системы базирования – на конец 2017 года.
На Северном флоте должно быть завершено дноуглубление Северодвинского морского подходного канала и акватории военного порта в ОПБ Северодвинск.
В связи с перевооружением и развертыванием в бригаду дислоцирующегося в Смоляниново (Приморский край) 72-го отдельного берегового ракетного полка ТОФа в 2014 году предстоит выполнить работы по обустройству военного городка в Павловске для размещения подвижного противокорабельного ракетного комплекса «Бал-У». Не исключено, что будут задействованы законсервированные объекты наземной инфраструктуры бывшей базы АПЛ, включая подземные галереи-укрытия.
На Балтийском флоте с 2012 года ведутся работы по капитальному ремонту и реконструкции площадки причального фронта, новому строительству комплекса инженерных сетей (систем снабжения водой, паром и топливом), дноуглублению гаваней ОПБ Балтийск. Конкретная цель – обеспечить базирование эсминцев, фрегатов и корветов 128-й бригады надводных кораблей, а также подводных лодок перебазируемой из Кронштадта 123-й бригады. Общая протяженность нового причального фронта составит около 3000 метров. Объем грунта, который предстоит поднять при дноуглублении, превышает 1,3 миллиона кубов. Окончание работ запланировано на конец 2015 года, однако первые корабли Балтфлота уже могут швартоваться к обновленным причалам с минувшей весны.
С 2011 года идет масштабное обустройство переформируемых частей Балтийского флота: в гарнизонах Балтийска, Калининграда, Гвардейска и Гусева возводятся четыре комплексных военных городка, на территории которых расположены типовые казармы на 440 человек каждая, служебные помещения, учебные корпуса, столовые, парки и склады для ВВТ, спортивно-оздоровительные и культурно-досуговые центры, медико-санитарные части и т. п. Окончание работ по обустройству войск запланировано на 2020 год.
Окончание следует.