Необходимо отметить, что понятие переселения душ присуще не только религиозным системам, но и личному мировоззрению человека.
Вообще, вера в реинкарнацию – это феномен древний, она существует у многих народов. К примеру, у некоторых народов (евреев, индейцев, эскимосов) принято считать, что при рождении ребенка в него вселяется душа кого-то из умерших родственников. Во многих индийских религиях доктрина переселения душ занимает центральное место. Речь в данном случае идет об индуизме в таких его проявлениях, как вайшнавизм, йога и шиваизм, а также в сикхизме и джайнизме.
Идею реинкарнации принимали и некоторые древние философы, в частности, Платон Пифагор и Сократ. Вера в переселение душ присуща и некоторым современным традициям, в частности, последователям спиритизма, движению нью-эйдж, а также сторонникам каббалы, гностицизма и эзотерического христианства.
Если говорить о вере в реинкарнацию в общем, то необходимо отметить, что в ее основе лежит несколько составляющих. Первое: представление о том, что каждый человек имеет определенную сущность (душу, дух), где заключена личность, ее самосознание, определенная часть того, что человек привык называть «Я». Данная сущность может иметь связь с физическим телом, но связь эта вовсе не является неразрывной. Поэтому душа продолжает существовать даже после физической смерти тела. При этом вопрос о наличии души у других живых существ, помимо человека, в различных религиях решается по-разному. Второе: представление о том, что после физической смерти тела душа воплощается в другом теле, то есть, жизнь личности возможна за пределами физического тела.
В восточных религиях и традициях, точно так же, как и в буддизме и индуизме, существует теория о беспрерывности жизни, то есть, душа после смерти одного тела вселяется в другое. Сторонники восточных вероучений не имеют альтернативы для понятия «реинкарнация». Они уверены в том, что оно существует, как логичное и справедливое, ведь получается, что благочестивое высокоморальное поведение дает возможность человеку прогрессировать с каждой новой жизнью, каждый раз получая улучшение обстоятельств и условий жизни. И даже более того, реинкарнация как бы выступает свидетельством Божьего сострадания ко всем живым существам, поскольку в каждом новом воплощении душе предоставляется еще один шанс исправить ошибки и самосовершенствоваться. Прогрессируя таким образом, душа от одной жизни к другой может очиститься настолько, что сможет достичь освобождения.
Религиозные и философские восточные верования относительно существования души оказали прямое влияние на то, как реинкарнацию рассматривают в различных восточных учениях, между которыми существуют значительные различия. Так, одни полностью отрицают существование «Я», другие говорят о том, что существует вечная личностная сущность индивида, а третьи утверждают, что и существование «Я» и его несуществование – это всего лишь иллюзия. Все эти учения оказывают большое влияние на определение понятия переселения душ.
В индуизме реинкарнация – это одно из основных понятий. В этой религии круговорот жизни и смерти принимается как естественный природный феномен. О переселении души впервые упоминается в Ведах – наиболее древних индуистских священных писаниях. Несмотря на то, что большинство ученых уверены в том, что доктрина реинкарнации не зафиксирована в «Ригведе», некоторые ученые все-таки указывают на то, что отдельные элементы теории реинкарнации там представлены.
Наиболее подробное описание реинкарнации подается в Упанишадах – древних религиозно-философских текстах, написанных на санскрите, которые тесно примыкают к Ведам. В частности, там говорится о том, что подобно тому, как тело человека растет за счет еды и физических нагрузок, так и духовное «Я» питается своими желаниями, стремлениями, зрительными впечатлениями, чувственными связями и заблуждениями обретает желаемые формы.
Душа в индуизме бессмертна, рождению и смерти подвержено только тело. А сама идея переселения душ имеет тесную связь с понятием кармы. После многократных рождений и смертей душа разочаровывается в земных наслаждениях, и пытается найти высшее наслаждение, которого возможно достичь лишь с приобретением духовного опыта. Когда все материальные желания заканчиваются, и душа больше не перерождается, говорят, что индивидуум достиг спасения.
В буддийском учении схема формирования перерождений содержится в формуле бытия. Несмотря на то, что в буддийском фольклоре и литературе можно найти немало рассуждений и рассказов переселении душ, буддийская теория отрицает существование души, поэтому реинкарнации не признает. В то же время, в буддизме существует понятие сантана или протяженности сознания, которая не имеет постоянной опоры. Сознание блуждает по мирам сансары (их всего шесть), а также по мирам сферы форм и неформ, разделенных на многие местопребывания. Все эти блуждания могут происходить как во время жизни, так и после смерти, а нахождение в том или ином мире определено психическим состоянием. А местопребывание определяется предыдущими деяниями или кармой.
Для китайского буддизма характерно немного другое представление о переселении душ. Китайский буддизм принято называть приземленным, поэтому он часто пренебрегает такими понятиями, как реинкарнация и прочие абстракции, в то же время, придавая большое значение красоте природе. Это объясняется влиянием учений китайских учителей, в частности, Конфуция и Лао-цзы, которое придавали большое значение красоте мира природы.
В синтоизме признается возможность переселения душ. Обычно принято считать, что душа, которая возродилась в новом теле, не сохраняет воспоминаний о предыдущих жизнях, но в то же время, может проявлять таланты и умения, приобретенные и проявленные в прошлых воплощениях.
В христианстве во всех его проявлениях возможность реинкарнации отрицается. В то же время существует альтернативный взгляд на историю переселения душ в христианстве, который получил широкое распространение в конце 19 — начале 20 века среди теософов. Позже этот альтернативный взгляд был принят приверженцами движения нью-эйдж, которые утверждают, что реинкарнация принималась ранним христианством, однако позже была отвергнута.
В настоящее время вновь делаются попытки связать реинкарнацию с христианством. Примером могут служить многочисленные книги, в частности, работа Д.Геддеса Макгрегора «Реинкарнация в христианстве: новое видение перерождения в христианской мысли». Кроме того, теория реинкарнации принята рядом маргинальных христианских организаций и сект, к которым принадлежат «Либеральная католическая церковь», «Христианское общество», «Церковь единства», которые исповедуют гностические, теософские и мистические идеи.
Что касается мусульман, то у них существует довольно сложная система представлений о природе смерти, о моменте умирания, а также о том, что происходит после смерти. Согласно исламским верованиям, душа после смерти помещается за определенную преграду, а тело, которое хоронят в землю, постепенно разлагается и превращается в пыль. И только в Судный день будут созданы новые тела, в которые устремятся души. После такого воскрешения люди предстанут перед Всевышним и будут отвечать за все совершенные дела.
В современной жизни количество людей, которые верят в реинкарнацию, значительно возросло. Интерес к перевоплощению душ характерен для представителей американского трансцендентализма, теософии. В этих учениях душа человека рассматривается как чистая и обладающая большим потенциалом. А реинкарнация, в свою очередь, выступает как процесс, при помощи которого душа постепенно раскрывает свой потенциал в формальном мире.
Теория переселения душ играет важную роль в антропософии – эзотерическом духовном движении, основанном Рудольфом Штейнером. Он описывал душу человека как сущность, приобретающую опыт в процессе перевоплощений. В антропософии говорится, что настоящее формируется в результате противостояния прошлого и будущего. На настоящую судьбу человека влияет и будущее, и прошлое. Между ними присутствует такое понятие, как свобода воли: человек сам создает свою судьбу, а не просто проживает ее.
Если говорить о реинкарнации с научной точки зрения, то ее исследованиями занимался американский психиатр Ян Стивенсон, который проводил изучение случаев воспоминаний людьми своих прошлых жизней, предоставления ими реальных фактов и описания события, которые были связаны с гипотетической прошлой жизнью. Стивенсон описал свыше двух тысяч случаев. Как утверждает сам автор, в его исследование попали только те случаи, которые можно было документально проверить. Он также отметил, что в большинстве случаев эти документальные доказательства прошлой жизни были найдены. В частности, подтверждались имена родственников, описание мест жительства.
Существует и критический анализ исследования Стивенсона. В частности, речь идет об истории Эдуарда Рэйела, который утверждал, что жил в 17 столетии в английском графстве под именем Джона Флетчера. Но проверка по приходским книгам показала, что никого с таким именем не существовало.
Кроме того, есть немало описаний случаев, так называемых ложных воспоминаний, которые были спровоцированы полученной ранее информацией, хранящейся в подсознании. К тому же, большинство ученых склонны утверждать, что ни одного научно обоснованного подтверждения существования феномена реинкарнации не существует.
Поэтому вера в существование переселения душ является одним из наиболее распространенных псевдонаучных заблуждений.