В исследовании приняли участие 60 добровольцев в возрасте 18-52 лет. Их разделили на несколько групп. Первую группу ознакомили со списком популярных городских легенд, а затем попросили выбрать из перечня наиболее интересные сюжеты и пересказать их второй группе. Вторая группа должна была пересказать их третьей, третья — четвертой и так далее…
Вот некоторые из сюжетов. В 2003 году в США появилось странное человекообразное существо, которое прозвали "Грабли". Его видело много людей. Кто-то из исследователей даже раскопал сведения о нем в архивах XII века.
Одна женщина поведала, что проснулась посреди ночи рядом с мужем и обнаружила, что у них в ногах сидит существо, напоминающее большую лысую собаку.
Какое-то время существо молча смотрело на них, а потом вскочило и бросилось в сторону детской. Вбежав туда, супруги нашли свою маленькую дочь всю в крови в ее кроватке. Со словами: "Это был Грабли" она умерла… Чудище же просто исчезло.
Другая легенда рассказывает о человеке, который снял номер в отеле. Вручая ему ключи от номера, хозяйка предупредила, чтобы он не пытался зайти или заглянуть в комнату без номера, которая находится неподалеку от его комнаты. Она сказала, что это помещение заперто и там хранятся разные вещи…
Конечно, слова хозяйки вызвали любопытство постояльца. На вторую ночь он подошел к запретной двери и принялся дергать ручку. Разумеется, она не поддалась. Тогда он решил заглянуть в замочную скважину и увидел самый обычный гостиничный номер. В углу стояла какая-то женщина, ее голова была прислонена к стене… Мужчина заметил, что у постоялицы очень светлая кожа. После этого он пошел к себе.
На третью ночь наш герой решил посмотреть в замочную скважину еще раз. Но не увидел ничего, кроме густого красного цвета… Он подумал, что постоялица чем-то заткнула скважину, поняв, что за ней подглядывают.
Заинтригованный, постоялец принялся расспрашивать о таинственной комнате хозяйку гостиницы. Ему пришлось признаться, что он заглядывал в замочную скважину. Вздохнув, женщина поведала, что много лет назад в том самом номере остановились муж и жена, и как-то ночью муж убил свою жену… С тех пор в комнате обитает ее призрак. Он очень бледный, но глаза у него красные как кровь… Должно быть, в последний раз наш герой видел глаз призрака, прильнувший к скважине…
Еще история. Одна супружеская пара решила отправиться на вечеринку. Поскольку дети оставались дома, супруги наняли почасовую няню. Когда дети заснули, девушка захотела посмотреть телевизор, но он был только в супружеской спальне, и она позвонила на мобильный хозяевам с вопросом, может ли она посмотреть телевизор в их спальне. Хозяева разрешили. Но через какое-то время няня позвонила еще раз и спросила, может ли она чем-то закрыть статую ангела, которая очень ее нервирует. Услышав это, глава семейства сделал паузу, а затем велел няне срочно вывести детей из дома и вызвать полицию. Дело в том, что никакой статуи ангела в доме не было…
Когда приехали полицейские, они нашли и няню, и детей мертвыми, лежащими в луже крови. Статуи в спальне не оказалось…
Как выяснилось, люди наиболее часто выбирали, пересказывали и запоминали сюжеты, связанные не с призраками или какими-то чудовищами, а с себе подобными. Так, на первом месте оказались истории об отношениях, например, о девушке, которая занималась виртуальным сексом с каким-то мужчиной, а потом обнаружила, что это ее отец, а на втором — об опасностях, связанных с людьми — скажем, о женщине, которая услышала за окном детский плач и, позвонив в полицию, узнала, что таким образом приманивает своих жертв маньяк… "Сверхъестественные" же страшилки попали лишь на последнее место.
С чем же это связано? Руководитель исследования Джозеф Стабберсфилд считает, что человека больше интересуют два типа информации, которые можно назвать "социальными": та, что поможет выжить в сложной ситуации и та, что касается отношений с другими людьми. Поэтому он с большей вероятностью выберет истории, принадлежащие к этим двум типам, а не о чудище, которое по ночам нападает на людей и не о привидении, которое в полночь появляется в отеле…
Свои выводы Стабберсфилд и его коллеги изложили в журнале British Journal of Psychology. Правда, пока непонятно, какое практическое значение они могут иметь -разве только побудят журналистов больше писать о реальных вещах, а не о мистике…