На рубеже ХХ-ХХI веков, уже, видимо, не зная, куда дальше двигаться, «прогрессивное человечество» на своих знамёнах написало новое слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». В 1995 году ЮНЕСКО даже была принята соответствующая Декларация. При этом увязывается это понятие с такими христианскими добродетелями, как милосердие и терпимость.
Психология различает два вида взрослой толерантности – моральную и нравственную. Моральная – это когда человек внешне не проявляет нетерпимости, хотя внутри она может существовать. И нравственная – это, непонятно откуда взявшееся, уважение ценностей и смыслов, значимых для другого человека. При этом называют её истинной, зрелой толерантностью. Следуя этой логике, я должен уважать мнение насильников, убийц и т.п. субъектов. И не только внешне это проявлять, а стараться всеми способами оправдать их деяния тем, кто еще не созрел для толерантности.
Вообще, интересная это наука – психология. Надо, она «научно» докажет и объяснит всё, что ей заказали. А потом будут семинары, тренинги, на которых доверчивых будут учить, как нужно быть нравственно толерантным. Т.е. промывать мозги, зомбировать. В результате Европа уже получила общество, главная цель которого – потребление. И им уже не важно, что попираются основные принципы христианской морали – разрешаются однополые браки, легализуется проституция, наркотики свободно продают. Их не интересует, люди какой культуры и вероисповедания живут рядом с ними. Т.е. терпимость очень мягко трансформировалась в безразличие.
«Чтобы зло восторжествовало, хорошим людям достаточно ничего не делать» сказал Э. Бёрк. И толерантность как раз и говорит хорошим людям (в массе своей доверчивым) – не делайте ничего, что бы ни творило зло – терпите и старайтесь объяснить и принять его – это же чьи-то ценности… Г.К. Честертон, английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца XIX — начала XX веков писал: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят» - и с этим трудно не согласиться.
В последние годы ситуация не только в Европе, да и во всем мире стала более напряженной - в совокупности с экономическими кризисами, действиями радикально-политических группировок, изменений в современном обществе и культуре жизни, все сложнее становится быть просто толерантным.
С течением времени и учетом недостатков концепции толерантности, в 2011 году вышла книга «Манифест о безопасной толерантности», переведенная впоследствии на семь языков, автором которой является Вячеслав Моше Кантор. Книга примечательна тем, что в ней автором предлагаются конкретные меры по преодолению системных кризисов современного общества, а также различных вызовов человечеству.
Вячеслав Моше Кантор пишет о том, что "Глобальный мир не может жить без толерантности, которая является равной по значимости с безопасностью цивилизационной ценностью. Безопасная толерантность должна продвигаться в общественные сознание и практику наиболее демократичным способом, а именно через законотворчество. Только в этом случае внедрение безопасной толерантности будет перманентным и необратимым".
Каждый человек должен решать для себя сам, какая концепция для него ближе - толерантности или безопасной толерантности, ведь этот выбор влияет на наше будущее и уклад нашей жизни.