Расскажи друзьям:
Меню сайта


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
» » Человечество переживает экзистенциальный кризис

Человечество переживает экзистенциальный кризис

Размер шрифта: A A A



Один из вариантов классической схемы таков: отец, к примеру, навязывает сыну выбор профессии, требует, чтобы тот пошел по его стопам. А молодой человек хочет стать художником и на уговоры не поддается. Не имея возможности осуществить свои собственные планы, он в итоге предпочитает вовсе не делать никакого выбора: запирается в своей комнате, ночами сидит в Интернете, днями спит, ест то, что приготовит сердобольная мама, и ни в какую не хочет покидать зону комфорта. Родители разводят руками, но что делать, не знают.

Хотя Япония в силу целого ряда особенностей более чем подходящая страна для хикки, похожее социальное поведение фиксируется и в других частях света. В России его испокон веков принято называть обломовщиной. Но, как затворников ни назови, а во всех вариантах речь идет об острой социальной самоизоляции, имеющей довольно ограниченный набор причин. Говорит врач-психотерапевт Георгий Шишов:
«Изначально ребенок воспитывался в условиях гиперопеки. За него все делали мама, бабушка, папа, дедушка, другие близкие родственники. Он не сталкивался с жизненными трудностями, не умеет адаптироваться. И когда он попадает во внешний жестокий мир и сталкивается с первыми проблемами, не умея их решать, прибегает к самому испытанному методу: куда-нибудь спрятаться, убежать от решения.
Вторая причина: у человека что-то не складывается в жизни. Как правило, мы не привыкли винить себя, искать собственные ошибки в причинах своих неудач. Часто эти причины мы находим в других людях. Из этой предпосылки можно сделать вывод, что чем меньше мы контактируем с другими людьми, чем меньшее влияние на нас они будут оказывать, чем меньше участия будут принимать в твоей жизни, тем нам будут легче. Лучше сидеть дома, работать по Интернету, фрилансером, пусть за небольшие, но деньги. Самое главное, нас никто не трогает и я никому не должен.
Третья причина – здесь уже сложно говорить о разновидности нормы. Это уже приближение к психическому расстройству. Человек начинает избегать общения, потому что он его боится. Ему постоянно кажется, что люди смотрят на него неодобрительно, над ним смеются, над ним издеваются. Как правило, в основе лежит комплекс неполноценности, чаще всего, привитый в детстве. Сам человек с этим справиться не может. Проблема прогрессирует. И у людей с предрасположенностями (или испытывающими постоянный стресс) это может привести к психическому расстройству, которое потребует медикаментозного лечения.
Насильно заставить что-либо сделать невозможно. Если он действительно испытывает неудобства, ему хочется выйти на улицу, а он боится, то психотерапия сможет ему помочь без привлечения каких-либо лекарственных средств».

Хикки предпочитают тем социальным стереотипам, которые навязывают им телевидение и другие средства информации, жизнь ради себя. Они не пытаются добиться неких высот. Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, хикки предпочитают сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли, т.е. ничем. Некоторые эксперты называют это априорным дауншифтингом.
Действительно, в некотором смысле хикки является частью более глобального процесса, вызванного кризисом аутентичности в атмосфере давления потребительского капитализма. Система ловит людей, втягивая в порочный круг «получения-потребления». Плюс к этому традиционное воспитание, призванное сформировать не свободную личность, но так называемого ответственного гражданина, а на самом деле – зависимого от мнения большинства, трусливого «маленького человечка», этакой бессловесной шестеренки в огромном государственном механизме. Тех же немногих людей, которые, несмотря на «промывку мозгов», обнаруживают независимое мышление и самоощущение, консервативное общество не может и, по большому счету, не желает интегрировать в себя.
Некоторые эксперты считают, что нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью. Однако затянувшееся инфантильное и антисоциальное поведение – предупреждают они – может привести к серьезным последствиям. Вопрос, однако, в степени ассоциальности. Все-таки в самом термине есть нечто, направленное против общества. И хикки демонстрируют, скорее, нейтральное поведение, они игнорируют общество как таковое, полагает профессор кафедры психологии личности НИУ ВШЭ Александр Орлов:
«Человек не приносит вреда социуму. Он просто избегает общения. Я думаю, что здесь два фактора: во-первых, социальная жизнь становится все более напряженной и трудной. Увеличивается количество коммуникаций, растет их интенсивность. Иногда задаются определенные коммуникативные стандарты.
Во-вторых, современная инфраструктура развита настолько, что человеку можно жить, не выходя из дома. Он совершенно виртуализируется и не имеет прямого контакта с другими членами социума. Технический уровень развития цивилизации позволяет это сделать. Тем более молодым людям, которые очень легко осваивают новые технологии.
Интровертов достаточное количество среди людей. Им особенно сложно интенсивное, постоянное, многоуровневое общение, на котором построен современный мир. Конечно, такие люди испытывают своего рода давление со стороны общества. Возможно, это проявление интровертного отношения к действительности.
Пусковым фактором являются неуспехи в общении. Среди клиентуры психотерапевтов достаточно много людей, которые страдают в ситуациях публичности. Являясь нормальными людьми, там и тогда, где они сталкиваются с большим количеством людей или большим количеством внимания к ним со стороны людей (особенно незнакомых), они испытывают дискомфорт. Затворничество является одним из способов выхода из таких ситуаций».

Возникает вопрос, какую позицию должно занять общество по отношению к этим людям? Нуждаются ли они в адаптации, и если да, то кто и как будет ее проводить? Ответы на эти вопросы не так однозначны, как можно себе представить. Прямого вреда обществу хикки не наносят. Более того, в каком-то смысле их затворничество даже во благо. Поскольку в противном случае они бездельничали бы на улицах и неизвестно, во что это вылилось бы. В общем, сравнение затворников с молодежными бандами явно в пользу первых. Да и в большинстве обществ нет единой идеологии, поэтому нет и соответствующих лекал, к которым можно было бы приложить поведенческую модель молодого человека, формально не выходящего за рамки законов.
И все-таки большинство наших современников, ставших хикки, вполне коммуникабельны и не испытывают проблем в общении. Их «уход в себя» связан с поисками здоровой основы, на которой могла бы быть выстроена самореализация. Строго говоря, нежелание играть по чужим правилам довольно рационально. А что касается иждивенчества хикки, то ведь сказано «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том» (Лук.12:29-30).
Можно предположить, что возмужавшие и сохранившие верность Идее хикки останутся в рамках дауншифтинга. Рано или поздно они найдут себе работу. Но трудиться будут, руководствуясь принципами достаточности, дозированности, дистанцированности и – удовольствия от своей деятельности. И получать будут ровно столько, сколько необходимо для жизни, и не в ущерб ей. Этот подход, надо признать, ломает устоявшуюся парадигму. Возможно, это к лучшему, учитывая противоречивость и относительность социальных норм.
Расхождение между официально принятой в обществе моралью и реальными средствами достижения цели ломает человека, делает из него невротика. Спасти собственный разум могут конформизм и апатия. В постиндустриальном обществе апатия вообще выступает как один из доминирующих типов социального самочувствия.
Все дело в том, что мы создали общество толпы, где ум обезличивается, инициатива парализуется и индивидуальная душа поглощается коллективной. Здесь человек утрачивает смысл существования, а вслед за этим и свое «я». С другими людьми он вступает лишь в механические и безличные отношения. Отсюда и неуверенность в себе, и тревога, и чувство порабощения неведомыми и враждебными силами, и поиск идеала. Для многих этот поиск заканчивается ничем. И это свидетельствует о том, что человеческая цивилизация переживает экзистенциальный кризис.



Эту страницу можно сохранить в соц. сетях и показать друзьям.


Категория: Новости / Pro жизнь | Просмотров: 786

Читайте также:
  • Люди будущего уже среди нас
  • Почему у меня так много дел и так мало возможностей?
  • Почему мы переоцениваем себя
  • Деградация общества:Найдётся ли выход?
  • Принципы,которые изменят вашу жизнь к лучшему
  • Ученые во всем мире пытаются разгадать загадку, какими будут люди будущего, продолжится или
        Не создавайте умом идей о том, что и как должно быть сделано, ибо то, что должно быть, всегда
    Стремясь достигнуть более высокого статуса, люди стараются показать себя куда умнее, чем они есть
    Тот факт, что наше общество стремительно деградирует, сейчас уже ни для кого не является секретом.
    Друзья, представляем вашему вниманию подборку из 22 принципов, которые могут послужить отличными