На протяжении многих столетий для большинства европейских стран значительной проблемой оставался эрготизм - массовые отравления алкалоидами спорыньи. Этот грибок поселялся в колосьях злаков, прежде всего, ржи, попадая вместе с зерном в муку и выпеченный хлеб. Одним из проявлений эрготизма были нарушения психики у многих больных, что наводило охваченных ужасом людей на мысль об очередных проделках дьявола. Отравление проявлялось в двух формах - конвульсивной, при которой больной, страдая от страшной боли во всех мышцах, погибал вследствие угнетения сердечной деятельности, и гангренозной. Последняя развивалась из-за сужения капилляров и получила название «огонь святого Антония» или «антонов огонь». Название возникло из-за того, что в средневековой Европе, а также в Новое время, о жертвах эрготизма заботились более других монахи-антониты. В закромах монастырей ордена накапливали значительные объёмы зерна, которое раздавали в неурожайные годы, либо же когда спорынья свирепствовала на полях пуще обычного.
Тем не менее, эпидемии эрготизма повторялись с удручающей регулярностью до конца XVII столетия. Причиной тому служили и неосведомлённость крестьян о причинах возникновения болезни, и банальная нехватка еды. Невзирая на научный, технический и прочий прогресс, вплоть до середины позапрошлого века голод («Жёлтый князь») был постоянным гостем и в крестьянских лачугах, и в трущобах больших городов. Это касалось всех, даже самых богатых и развитых стран. Многим людям приходилось употреблять ядовитый хлеб от абсолютной безысходности. С развитием агро технологии частота эпидемий эрготизма пошла на убыль. В России последняя из них наблюдалась в некоторых местностях Северного Кавказа в 1926-1927 гг. В 1951 году во французском Пон-Сен-Эспри эрготизмом заболели 250 местных жителей, четверо из них умерли. Вероятно, это была последняя эпидемия в истории. Безусловно, отравления спорыньёй возможны и в будущем. Этот грибок выращивают для нужд фармацевтической промышленности: из неё делают препарат под названием гидротартрат эрготамина. Однако времена массовых отравлений ушли, к счастью, в прошлое безвозвратно.
Может показаться удивительным, но исчезновение болезней происходило даже в психиатрии. Путешественники, естествоиспытатели, этнографы оставили многочисленные описания странного явления, имевшего место среди народов Крайнего Севера - якутов, эвенков, эскимосов, юкагиров. «Мэнерик» или «меряченье» представляло собой своеобразное этно-психическое расстройство. Тот, кого настиг мэнерик, выл, кричал, причитал, рассказывал небылицы, метался из угла в угол, пока, обессиленный, не засыпал. Меряченье сопровождалось сильной болью во всём теле и повторялось с определённой периодичностью. Некоторые припадки сопровождались рвотой, судорогами, галлюцинациями. Современная наука располагает слишком малым количеством фактов, касающихся распространённости явления, опасности его для жизни и здоровья больного, способов лечения. Известно, однако, что жители Крайнего Севера различали, по известным им признакам, две формы мэнерика. Одну воспринимали скорее с юмором, мол «ерунда - пройдёт». Ко второй же относились гораздо серьёзнее. Что служило критерием для определения различий, доподлинно неизвестно.
Где-то с 1950-х годов явление встречается всё реже, в настоящее время, по наблюдениям врачей, практикующих среди малых народов Севера, исчезло полностью. О причинах, побуждавших мэнерик к возникновению и развитию, равно как и о причинах его исчезновения остаётся только догадываться.
Какая часть смертоносных опасностей исчезла в результате
естественного хода событий, какая стала плодами рук человеческих? Эксперты по этому вопросу разделились между собой на две большие группы приверженцев разных позиций.
Продолжение Следует...
Анатолий КАРПОВ, Секретные Материалы №21 2013г.