Как отмечает заведующая отделением офтальмологии Университетского клинического центра Бреста профессор Беатрис Кошенер, от 10 до 15% зрителей могут испытывать неудобства при просмотре подобных картин.
Современные тенденции в технологических инновациях, где отводится все больше места контенту в формате 3D (кино, телевидение, компьютеры, видеоигры, смартфоны), поднимают важнейший вопрос устойчивости человеческого глаза перед подобной нагрузкой. В медицинской литературе говорится, что 10-15% страдают от различного рода расстройств при просмотре 3D (мигрени, тошнота, двоение в глазах, затуманенное зрение…). Точность ответа на этот вопрос может представлять немалый интерес для здравоохранения. Тем не менее, нам еще нужно подробнее рассмотреть условия возникновения этих нарушений и, если возможно, выявить их причины, чтобы предотвратить их в будущем.
Хотя выход мобильной консоли сопровождался рекомендацией не позволять играть в 3D игры детям до шести лет с формулировкой «длительное использование режима 3D может отразиться на развитии зрительного аппарата», нужно отметить, что это ограничение не опирается ни на какие научные факты. В его основу лег лишь самый обычный принцип предосторожности в том, что связано с этими новыми технологиями.
Дети до восьми лет наиболее уязвимы
Вообще, в настоящий момент существует крайне мало исследований, которые касаются воздействия на зрение 3D технологий. В них отмечаются и описываются возможные офтальмологические последствия просмотра контента в формате 3D. Тем не менее, этиологического анализа никто до сих пор так и не провел.
Офтальмологи полагают, что 3D не представляет угрозы для зрения пользователей. В то же время трехмерное изображение повышает утомляемость глаз, особенно у тех людей, которые уже и так страдают от зрительных расстройств или окуломоторных нарушений, например, косоглазия. Среди этой группы риска наиболее уязвимыми являются дети до восьми лет, так как в этот момент их зрительный аппарат развивается и проходит процесс адаптации, который может быть нарушен просмотром 3D. Чтобы подтвердить эти подозрения, Télécom Bretagne и ряд офтальмологических клиник приняли решение о создании научно-исследовательской группы 3D Fovéa, которая должна заняться оценкой воздействия 3D.
Методы оценки
Цель проекта заключается в разработке новых ортоптических средств для определения функциональных нарушений (они связаны с расплывчатым и субъективным понятием «зрительная усталость») стереоскопического зрения при различных сценариях использования (кино, ТВ, планшеты) и с разной степенью глубины анализа. В нем предполагается несколько уровней разработки. Продвинутый уровень направлен на создание новых средств использования ресурсов стереоскопического зрения (различные материалы и контент). Второй, менее продвинутый с клинической точки зрения уровень, подразумевает создание методики быстрого определения нарушений и развитие эргономики восприятия стереоскопического 3D для уменьшения группы риска. Запрос на создание этой методики поступил из Министерства образования в рамках проекта Edu3D: прохождение теста должно стать предварительным условием показа 3D контента в школах. Те же самые вопросы возникают и насчет использующих 3D музеев и парков аттракционов, а также работающих с трехмерными изображениями профессионалов.
Пока у нас нет результатов этих исследований, остается лишь посоветовать людям из группы риска с умеренностью подойти к 3D с тем, чтобы не утомить собственные глаза и не навредить адаптации зрительного аппарата у детей.