В 2006 году учёный мир признал аутентичность недавно обнаруженного Евангелия Иуды. О том, как это произошло, наш сегодняшний рассказ.
Это коптское евангелие, от которого до нас дошли только фрагменты. Оно необычно тем, что рисует Иуду не предателем, а человеком, особо приближенным к Христу. По этой версии (известной также по другим документам), Иуда выдал иудейской верхушке место, где скрывался Христос, по наущению самого Иисуса, дабы состоялись страсти, казнь, воскресение и искупление мира от грехов. Этот вариант мифа ничем не хуже того, что попал в канонический Новый Завет, и соображения, по которым его отвергли, нам неизвестны.
В 2006 году Жозеф Барабе из американской фирмы McCrone Associates и его коллеги пришли к выводу, что чернила, которыми написан текст, подделаны. И только после того, как были подняты другие египетские документы III в. и доказано, что в то время технология производства чернил переживала переходный период, стало ясно: подлинник.
Г-н Барабе и его коллеги специализируются на тщательном исследовании старинных (и якобы старинных) документов и произведений изобразительного искусства. Химического состава чернил вполне достаточно для того, чтобы отличить аутентичную древность от фальшивки. Например, в 2009 году исследователи помогли разоблачить якобы архаичную версию Евангелия Марка, которая, как утверждалось, была составлена в XIV веке, но оказалась современной подделкой. Сотрудничает г-н Барабе и с ФБР, которое иногда интересуется изобразительным искусством.
Тем не менее предложение от Национального географического общества США оказалось необычным. Микроскопический и спектроскопический анализ Евангелия Иуды, обнаруженного в 1970-х гг., казалось, не оставил шансов на научный праздник. Текст был написан смесью чёрных и коричневых чернил. Чёрные (цвета сажи, lamp black) соответствовали чернилам египетских документов, составленным в древние времена вплоть до III в.
А коричневые задали учёным загадку. С одной стороны, это была обычная железная желчь (iron gall), но в ней не хватало серы. Чем объяснить подобную странность?
Проблема заключалась ещё и в том, вспоминает г-н Барабе, что до апрельской пресс-конференции с объявлением итогов оставалось всего три месяца. Проще всего было отмахнуться и заявить, что чернила, а вместе с ними и весь документ, — подделка.
Тем не менее некоторые аспекты говорили о том, что это подлинник. Во-первых, чернила не были нанесены на уже покоробленный от времени папирус — он испортился позднее. Если бы некто попробовал писать на состаренном папирусе, чернила скопились бы в трещинках и ямках, и это был бы верный признак того, что новый папирус хотят выдать за старый. Однако евангелие, судя по всему, писалось на ровном папирусе и состарилось естественным образом. Во-вторых, Национальное географическое общество заказало радиоуглеродное датирование, анализ почерка и языка, а они могли доказать аутентичность документа, и тогда г-н Барабе на всю жизнь сел бы в лужу.
Учёный готов был отдать полцарства за исследования египетских чернил того времени. И одно из них действительно помогло. Оно свидетельствовало о том, что свидетельства о браке и документы на землю, составленные в Египте в середине III века и хранящиеся в Лувре, писались чернилами цвета сажи, как того требовала местная традиция. Но регистрировались они по греческой традиции — с применением железной желчи. Более того, чернила на металлической основе в тот период и впрямь содержали меньше серы.
Поэтому г-н Барабе и его коллеги смогли в нужный час в чистой совестью заявить, что никаких причин считать документ подделкой они не обнаружили. Вероятно, текст и впрямь был записан около 280 г., как показали другие исследования.
Жозеф Барабе рассказал эту историю вчера, 8 апреля, на ежегодном собрании Американского химического общества в Новом Орлеане.