В этой статье Раймон Арвидсон из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США) и его коллеги выяснили, что кратер Индевор "затоплялся" водой не один, а два раза, и что химический состав, температура и другие свойства этих вод заметно отличались. Так, верхний слой залежей глин в этом кратере полностью соответствовал прежним представлениям о химии воды на Марсе — они образовались в крайне кислой и насыщенной минералами воде, не пригодной для зарождения жизни.
Когда марсоход "заглянул" глубже, то ему удалось найти на кромке Индевора, на холме Матиевича, отложения более древней глины, чей химический состав был радикально иным. Судя по высоким долям железа и алюминия, эти породы формировались на дне водоема с относительно низкой кислотностью или даже нейтральным pH, что должно благоприятствовать зарождению жизни.
По расчетам авторов статьи, эти породы сформировались еще до того, как возник сам кратер Индевор, и были погребены под слоем пород, выброшенных при столкновении астероида с поверхностью Марса. Новый слой глины и обломки скрыли большую часть залежей древних отложений, что заставляло нас долгое время считать, опираясь на спутниковые данные, что воды Марса не были пригодны к жизни, заключают авторы статьи.