» » » Рядом с Солнечной системой пролетела «звезда-изгой»

Рядом с Солнечной системой пролетела «звезда-изгой»

Опубликовано: 21-06-2015, 22:02

Была обнаружена ближайшая, пролетающая мимо Солнечной системы звезда – 70000 лет назад она миновала облако Оорта, представляющее собой удаленное скопление комет. Это первая из всех известных звезд, которая столь приблизилась к нашей Солнечной системе так близко, расстояние до нее составило в пять раз ближе по сравнению до ближайшей звезды, Проксима Центавра.

Изучив траекторию звезды, ученые выяснили, что 70 000 лет назад она прошла от Земли на расстоянии около 0,8 световых лет. Для сравнения: Землю и ближайшую к ней звезду, Проксима Центавра, разделяют 4,2 световых года.

Изначально на звезду обратил внимание профессор Эрик Мамаджек, когда говорил с Валентином Ивановым из Европейской южной обсерватории. Звезда отличалась тем, что несмотря на достаточно небольшое расстояние от нас («всего» в 20 световых лет), ее траектория была касательной, а движение довольно медленным. Измерив ее лучевую скорость, оказалось, что она движется почти прямо от Солнечной системы и имеет достаточно большую скоростью.

Мамаджек, профессор физики и астрономии Университета Рочестера, рассказал: «Большинство звезд поблизости демонстрируют гораздо больше движения по касательной. Небольшое движение по касательной и близость первоначально указывали на то, что звезда, скорее всего, двигалась либо в направлении тесного сближения с Солнечной системой, либо «недавно» близко подходила к Солнечной системе и теперь удаляется. Измерения лучевой скорости показали, что звезда удаляется от Солнца, что навело нас на мысли о тесном подходе в прошлом».

Траектория звезды определяется благодаря двум показателям – тангенциальном ускорении и лучевой скорости. Иванов, при изучении звезды, прибег к допплеровскому сдвигу. В работе были использованы крупные телескопы в Южной Африке и Чили: SALT и Магелланов телескоп. Благодаря собранным данным, специалистам удалось установить, что так называемая формально звезда Шольца, начала движение в нашей Солнечной системе, был проделан ее путь в обратном времени, до 70 000 лет назад. Как оказалось, именно эта звезда была самой близкой к Солнцу.

Раньше считалось, что на самое близкое расстояние к Солнечной системе подходила так называемая «звезда-изгой» HIP 85605, это происходило 240 000 – 470 000 лет назад. Доказано, что дистанция до HIP 85605 была преуменьшена вдесятеро, а ее вероятная дистанция — около 200 световых лет — отодвигала звезду далеко от облака Оорта.

Во время исследований было проанализировано 10 000 возможных орбит для этой звезды. В построении теоретических орбит учитывались: положение звезды, дистанцию, ускорение, гравитационное поле галактики Млечный Путь и статистические неопределенности во всех этих измерениях. На 98% удалось подтвердить прохождение звезды через внешнее облако Оорта, но лишь одна модель говорила, что звезда вышла из внутреннего облака Оорта.

Ученые размышляют – велика ли вероятность того, что и другие звезды так близко пролетали от Солнечной системы. Разбраться в этом вопросе должен помочь запуск спутника Европейского космического агентства «Гайя». Используя его, можно будет составить карту расстояний, а также будет измеряно ускорение миллиарда звезд.

Сегодня звезда Шольца представляет собой небольшой и тусклый красный карлик, расположенный в созвездии Единорога. Это созвездие разделяют с нами 20 световых лет. Но, в ближайшей точке пролета мимо Солнечной системы звезда Шольца достигнет 10 величины, что в 50 раз слабее, по сравнению со звездой, которую на ночном небе можно увидеть невооруженным глазом.